В своем произведении «Тихий Дон» — романе о казачестве — Шолохов показал достоверную картину современной ему эпохи. Поэтому это произведение интересно не только с точки зрения художественного достояния, но и как свидетельство времени, история. Шолохов показал трагичность начала века, когда быть за красных значило полностью поддерживать их политику, а не поддерживать хотя бы одно начинание — значило быть против, быть белым. Время требовало радикальных мнений и «крутых поворотов». Никаких полутонов или полуправд… Но благородный человек не может смириться с этим, потому что понимает, что это неизбежно ведет к преступлению. В «Тихом Доне» показана судьба героя, который до конца так и не смог остановиться ни на белой, ни на красной правде. Он искал и искал…
Григорий Мелехов — обычный казачий парень. Правда, может быть, излишне горячий. В семье Григория, большой и дружной, свято чтят казачьи вековые традиции, много работают, весело отдыхают. Но уже на первых страницах романа происходит выделение персонажа из яркой казачьей среды. Так Аксинья Астахова стразу приметила «черного ласкового парня».
Или, казалось бы, бытовой эпизод: во время косьбы Мелехов случайно зарезал косой утенка. «Григорий положил на ладонь прирезанного утенка. Изжелта-коричневый, на днях только вылупившийся из яйца. Он таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький пузырек кровицы, бисеринки глаз хитро прижмурены, мелкая дрожь горячих еще лапок. Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони».
Ни один из многочисленных персонажей романа не способен на такую острую жалость, отзывчивость к красоте природы.
Симпатичный, работящий, жизнерадостный Григорий сразу завоевывает сердца читателей: он не боится людских толков, почти открыто, не таясь, любит красавицу Аксинью, жену казака Степана. Не считает зазорным уйти в батраки, чтобы сохранить свою любовь к Аксинье.
Особенно выгодно выделяет его среди многих других казаков благородное, чистое отношение к женщине. Когда на войне казаки совершили гнусный поступок — изнасиловали женщину, один Григорий приходит в ярость от этого поступка. Его даже связали, дабы он не помешал казакам совершить преступление.
И в то же самое время Григорий — человек, которому свойственно колебаться. Так, несмотря на свою великую любовь к Аксинье, Григорий не противится родителям, женится по их воле на Наталье.
Колебания Григорий будет испытывать и на войне. Он был и «большевиком» недоделанным, и белогвардейцем ненастоящим, метался в поисках правды между белыми и красными.
Служба в армии и начавшаяся вскоре война оторвали Григория от родного куреня и забросили за сотни километров от родного дома. И хотя он крепко бережет казачью честь, заслуживает награды, Григорий не создан для войны. Тоска по родному хутору иссушила сердце Григория. Он испытывает страстное желание оставить этот ненавистный мир насилия и мчаться в родной курень.
Ему мучительно хочется узнать правду, выяснить, на чьей же она стороне: белых или красных? Попав под влияние большевика Гаранджа, Григорий, как губка, впитывает в себя новые мысли, новые идеи. Но мало кто знает о его душевных колебаниях, Григорий не говорит о них вслух. Только по внутренним монологам читатель понимает, как страдает герой. Он начинает сражаться за красных, пытаясь искренне поверить в истинность этой борьбы.
Но убийство красными безоружных пленных отталкивает его от них. И тогда происходит вот что: добрая, по-детски чистая душа Григория отталкивает его и от красных, и от белых. Он говорит: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества!»
Григорий Мелехов не может спокойно слышать, как остановившиеся на постой в его курене, красные говорят гнусные, циничные вещи в адрес его жены Натальи.
После долгих войн, напрасных подвигов, крови этот человек понимает, что его опорой остается лишь давняя любовь. «Единственно, что оставалось ему в жизни, — это с новой и неуемной силой вспыхнувшая страсть к Аксинье. Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную, ночь, далекий трепетный огонек костра».
Последняя попытка к счастью Аксиньи и Григория (бегство на Кубань) заканчивается смертью героини: «Как выжженная папами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и других».
Григорий становится мудрее и начинает понимать, что правда не может быть ни на стороне красных, ни на стороне белых. Почему? Да потому, что красные, белые — это все политика. А там, где идет классовая борьба, льется кровь, умирают люди, остаются сиротами дети. Правда — это мирный труд на радость человеку, семья, дети, родной курень, любовь.
Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына. Это было все, что осталось у него в жизни. «Автор оставляет героя на грани, черте между светом и тьмой, черным солнцем мертвых и холодным солнцем огромного сияющего мира».