Безусловно, одним из ведущих и талантливейших поэтов Серебряного века можно назвать А. Блока. За свою короткую жизнь Блок оставил нам богатейшее литературное наследие. Оно включает в себя стихотворения, поэмы, критические статьи.
Поэт жил в очень острое время, на переломе двух эпох. Чувствуя постоянную неудовлетворенность старыми порядками, царящими в его стране, Блок восторженно принял революцию. В ней он увидел живительное обновление России. Но позже он не мог не увидеть, какие стихийные беспорядки, убийства, грабежи принесла с собой смена власти. Именно в это стремительное и хаотичное время Блок написал свою знаменитую поэму «Двенадцать». «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях — природы и искусства», — говорил поэт.
И именно образу вьюги-бури Блок уделил особое внимание в поэме. Произведение начинается словами:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Невероятной силы ветер охватывает весь свет, валит с ног прохожих. Дело в том, что образ разбушевавшейся стихии всегда играл в поэзии Блока особую, значительную, можно сказать, громадную роль. Ветер, буря, вьюга — все это для него привычные понятия романтического мироощущения. В данном контексте ветер символизирует и перемены, и хаос, царящий в мире.
«Двенадцать» открывается картиной зимнего Петрограда. Вокруг царит тревожная настороженность. По городу проносится ветер — злой, веселый, беспощадный. Наконец-то он вырвался на волю! Теперь ветер истинный хозяин площадей, улиц, закоулков. Он не на шутку разошелся, прохожим трудно устоять под его порывами и ударами:
Ветер веселый
И зол и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит…
Ветер сметает с лица земли весь «старый» мир. Не могут удержаться на ногах и его представители: «барыня в каракуле», «поп», «писатель Вития», «буржуй». Важно отметить, что ветер не валит с ног зябко ссутулившегося бродягу. Видимо, ему есть место в новом мире.
Вторая глава поэмы открывается единым образом двенадцати человек, идущих сквозь вьюгу:
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Они спокойно переносят сбивающий с ног ветер. Видимо, для них привычно состояние хаоса. Это является для двенадцати синонимом свободы.
Я считаю, что образ ветра, вьюги в поэме нельзя трактовать однозначно. Буйство стихии символизирует для Блока революцию. Ветер — это естественное явление, но оно страшно своей стихийностью. Разгулявшаяся буря может принести невероятный урон всему сущему на земле. Так и революция естественна, но страшна своей бесконтрольностью. Она сметает все на своем пути, не присматриваясь и не размышляя.
Мне кажется, что вьюга, ветер, хаос царят не только в мире, но и в головах шагающих красногвардейцев. Не думаю, что они в полной мере осознают то, что происходит вокруг. Внутри у них перемешались старый и новый миры. Они собираются палить «пулей в Святую Русь», но в то же время по привычке призывают на помощь Высшие силы. Возможно, автор таким образом пытался передать всю неосознанность многих людей в период больших перемен. Интересно, что в поэме то и дело встречается фраза: «Эх, эх, без креста!». Чье это сожаление? Автора или самих красногвардейцев?
В десятой главе сильный, хлесткий ветер превращается в настоящую вьюгу:
Разыгралась, чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Снег воронкой завился,
Снег столбушкой поднялся…
Стихия бушует все с нарастающей силой. И вот, в последней двенадцатой главе мы видим образ, появляющийся из этой пурги. «Белой поступью надвьюжной» выходит на первый план «Исус Христос»:
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
Я считаю, что Блок образом вьюги хотел очень многое передать. Здесь можно увидеть и стихийность происходящих событий, и вселенский хаос, разруху, и определенную свободу, и неотвратимость жизненных перемен. Этот образ-символ помог поэту в полной мере раскрыть смысл своей поразительной поэмы.