М. Ю. Лермонтов — поэт поколения 30-х годов XIX века.
«Очевидно, — писал Белинский, — что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Эпоха безвременья, политической реакции после восстания декабристов в 1825 году, разочарования в прежних идеалах породила такого поэта, как М. Ю. Лермонтов, поэта, который своей главной темой избрал тему одиночества. И тема эта проходит через все творчество Лермонтова: с необычайной силой звучит она в лирике, в поэмах, в бессмертном романе «Герой нашего времени».
Связь «Героя нашего времени» с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Ведь главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении «Дума»:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья иль сомненья,
В бездействии состарится оно…
В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его — Григорий Александрович Печорин — и является типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи.
Об этом сам автор напишет в предисловии ко второму изданию своего романа:
«Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»
Какими чертами наделен герой времени 30-х годов?
Он разочарован в жизни, у него нет положительных идеалов, цели в жизни, он не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, «жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом».
Григорий Печорин напоминает своими поступками лирического героя стихотворения «И скучно, и грустно…». Он разочарован в любви. Так, увлечение черкешенкой Бэлой приводит к преждевременной нелепой ее смерти. Герой романа как бы восклицает:
Любить — но кого же? — на время не стоит труда,
А вечно любить невозможно…
Григорий Печорин относится и к жизни как к игре, к глупой шутке («И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг — такая пустая и глупая шутка»). Он не дорожит жизнью, не боится смерти, с радостью идет на испытание судьбы, рискуя быть убитым пьяным казаком или погибнуть в пучине моря («фаталист», «Тамань»).
Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя.
Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики поэта. Печорин в туманную ночь в «Тамани» видит вдалеке белеющий парус («Парус») вспоминает о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с Богом («Выхожу один я на дорогу.—«! «Когда волнуется желтеющая нива…»). Только вечная величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью.
Именно с этого момента Григорий Печорин мог бы воскликнуть:
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.