Практически все творчество М. Горького отличается романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Примеры тому мы находим как в ранних произведениях писателя, так и в его зрелом творчестве.
Например, в рассказе «Старуха Изергиль» Горький излагает нам две контрастные легенды, связанные между собой реальной историей жизни героини.
Первой Изергиль излагает легенду о Ларре — получеловеке, полуживотном, пораженном страшной гордыней. В образе этого юноши Горький осуждает эгоизм и самовлюбленность. Писатель убежден: свобода в одиночестве — это не свобода. Она имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Ларра на собственном примере убедился, что человек, даже если он сын орла, не может прожить вне общества. Человек — существо социальное и должен сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми.
Герой другой легенды старухи Изергиль, юноша Данко, — полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени этот герой идет на великую жертву. И, если от жалкого Ларры осталась лишь тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко потомкам напоминают красивые голубые искры.
Горящее сердце Данко, ценою жизни героя, помогло всему племени кардинально изменить жизнь к лучшему. Но подвиг этого человека не был оценен другими людьми, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем.
Однако Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, — существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой — романтический идеал Горького.
Между этими контрастными легендами находится история жизни главной героини — старухи Изергиль. В финале она говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов («В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…»), связывая тем самым мечту и действительность в реальной жизни.
Почему рассказ о жизни Изергиль находится между двумя противопоставленными друг другу романтическими легендами, между двумя нравственными полюсами? Я думаю, строя свое произведение именно так, автор хотел показать, что в реальной жизни и в реальном человеке всегда совмещается и хорошее, и плохое, и героическое, и злодейское, и мечта, и действительность. Что выбрать, каким стать — это может решить только сам человек.
В более поздней пьесе Горького «На дне» также одной из острейших проблем является вопрос о сосуществовании в жизни человека мечты и реальности. Так, Актер, Анна, Наташа, Настя, а также Васька Пепел и Клещ считают, что жить помогает не суровая правда, а иллюзии, пусть и очень далекие от истинного положения дел: «Очень против правды восставал… так и надо! Верно — какая тут правда? И без нее — дышать нечем…»
Именно иллюзии помогают этим героям сохранять веру в лучшее будущее, в чудесные изменения, которые помогут им стать более счастливыми. А в этом все они очень нуждаются, ведь каждый из персонажей утратил что-то очень важное в жизни: Актер — возможность творить на сцене, слесарь Клещ — постоянную работу, молодая женщина Настя — любовь.
Нельзя не заметить, что реальное положение «верующих» находится в ужасающем контрасте с их надеждами. Все вокруг говорит о беспочвенности веры героев. Об этом ночлежникам постоянно напоминают и их «неверующие» соседи — циничный Бубнов, Барон и Сатин: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею…».
Обостряются и усугубляются эти споры о мечтах и действительности с появлением в ночлежке странника Луки. Лука считает, что жизнь человека нужно облегчать, и помочь в этом может доброе слово и надежда, подаренная или вовремя поддержанная. Девиз этого героя: «Во что веришь, то и есть…»
И оказывается, что этот странник с его жизненной философией крайне необходим ночлежникам — они нуждаются в утешении и ободрении для того чтобы продолжать бороться за жизнь или принять свою участь со смирением.
Таким образом, во всех произведениях Горького отчетливо звучат раздумья о человеке. Они проявляются и в размышлениях героев, и в точке зрения самого автора. По мнению писателя, человек — высшая ценность в этом мире. По своей потенциальной силе и мощи он равен Богу. Однако окружающая жизнь уничтожает человека в человеке, превращает его из всесильного гиганта в жалкого лилипута. Кто-то имеет силы бороться с этим воздействием среды, кто-то предпочитает прятаться и закрывать глаза, не замечать своей деградации.
Какая же позиция наиболее правильная? Мне кажется, сам Горький не дает однозначного ответа на этот вопрос. Зато в его голосе отчетливо слышны сострадание и боль за людей, призыв к гуманному отношению к любому, даже самому «маленькому», человеку.