Как Чичиков следует отцовскому “наставлению” в зрелую пору своей жизни?

Павел Иванович Чичиков родился в бедной дворянской семье. Уезжая учиться, он получил “наставление” от своего отца, в котором говорилось о том, что Павлуша должен заискивать с учителями и, вообще, со старшими, но пуще всего, чтобы он берег “копейку”.
Работая в казенной палате, Чичиков продвинулся по службе, благодаря подлому поступку – ухаживанию за дочерью повытчика. Когда же начальник Павла Ивановича повысил его, то тот просто-напросто предал семью повытчика.
На службе в таможне снова был применен хитрый и расчетливый ум

Чичикова. Он проявил себя, как честный служащий, пресекший множество попыток провоза контрабанды. Но в дальнейшем Павел Иванович заключает сделку с контрабандистами о провозе очень дорогих кружев. И, если бы не досадная случайность, он бы стал богаче на четыреста тысяч рублей.
Работая в суде, Чичиков снова демонстрирует нам принцип своей жизни – везде искать выгоду. Он отправляется в город N для закупки документов на мертвых крестьян. В городе Павел Иванович всем льстит, поэтому ему везде рады. В разговорах с помещиками чувствуется предпринимательская жилка Чичикова.
Для оформления купчей Павел Иванович отправляется
в здание казенной палаты. Казалось бы Чичиков – опытный мошенник, но Иван Антонович, заведующий крестьянскими делами, вообще виртуоз взяточничества. После окончания диалога между Павлом Ивановичем и Иваном Антоновичем, Чичиков достает из кармана купюру и кладет ее на стол, и тут же она оказывается накрытой книгой. Все произошло настолько быстро, что Чичиков опешил. Председатель казенной палаты прекрасно понимает Павла Ивановича. Они – “два сапога-пара”.
“В поэме “Мертвые души”, мертвые души – это умершие крестьяне, мертвые души – души помещиков, мертвые души – это души всего города N. Здесь присутствует только одна живая душа – Россия”. Эти слова В. Г. Белинского говорят нам о том, что только Россия сможет остановить вымирание души в человеке.
В своей поэме Гоголь показал новый зарождающийся класс людей – капиталистов. Их представителем является и Павел Иванович Чичиков. Смыслом его жизни было накопление капитала. Для этого он переступал через порог закона, и моральные и нравственные границы. Один из его девизов – достижение цели любыми способами: враньем, мошенничеством, контрабандой. Целью жизни Чичикова было завести семью и стать помещиком. Это, конечно, хорошо, но вот методы достижения этой цели вызывают у меня отвращение. Лучше бы он свой хитрый, практичный и изобретательный ум пустил на другие дела. А так у него чередуются взлеты и падения, успехи и неудачи. Словно сама жизнь “вставляет ему палки в колеса”. Не зря же Гоголь показал нам картину въезда брички Чичикова. в город N: экипаж встречает двух мужиков, между которыми происходит следующий диалог:
– Доедет ли эта бричка до Москвы?
– Доедет.
– А до Казани?
– Нет, не доедет.
– Почему?
– А у нее колесо погнуто.
Так и Чичиков, словно погнутое колесо, то едет – едет, то соскочит с дороги.



spacer
Как Чичиков следует отцовскому “наставлению” в зрелую пору своей жизни?