Павел Иванович Чичиков родился в бедной дворянской семье. Уезжая учиться, он получил «наставление» от своего отца, в котором говорилось о том, что Павлуша должен заискивать с учителями и, вообще, со старшими, но пуще всего, чтобы он берег «копейку».
Работая в казенной палате, Чичиков продвинулся по службе, благодаря подлому поступку — ухаживанию за дочерью повытчика. Когда же начальник Павла Ивановича повысил его, то тот просто-напросто предал семью повытчика.
На службе в таможне снова был применен хитрый и расчетливый ум Чичикова. Он проявил себя, как честный служащий, пресекший множество попыток провоза контрабанды. Но в дальнейшем Павел Иванович заключает сделку с контрабандистами о провозе очень дорогих кружев. И, если бы не досадная случайность, он бы стал богаче на четыреста тысяч рублей.
Работая в суде, Чичиков снова демонстрирует нам принцип своей жизни — везде искать выгоду. Он отправляется в город N для закупки документов на мертвых крестьян. В городе Павел Иванович всем льстит, поэтому ему везде рады. В разговорах с помещиками чувствуется предпринимательская жилка Чичикова.
Для оформления купчей Павел Иванович отправляется в здание казенной палаты. Казалось бы Чичиков — опытный мошенник, но Иван Антонович, заведующий крестьянскими делами, вообще виртуоз взяточничества. После окончания диалога между Павлом Ивановичем и Иваном Антоновичем, Чичиков достает из кармана купюру и кладет ее на стол, и тут же она оказывается накрытой книгой. Все произошло настолько быстро, что Чичиков опешил. Председатель казенной палаты прекрасно понимает Павла Ивановича. Они — «два сапога-пара».
«В поэме «Мертвые души», мертвые души — это умершие крестьяне, мертвые души — души помещиков, мертвые души — это души всего города N. Здесь присутствует только одна живая душа — Россия». Эти слова В. Г. Белинского говорят нам о том, что только Россия сможет остановить вымирание души в человеке.
В своей поэме Гоголь показал новый зарождающийся класс людей — капиталистов. Их представителем является и Павел Иванович Чичиков. Смыслом его жизни было накопление капитала. Для этого он переступал через порог закона, и моральные и нравственные границы. Один из его девизов — достижение цели любыми способами: враньем, мошенничеством, контрабандой. Целью жизни Чичикова было завести семью и стать помещиком. Это, конечно, хорошо, но вот методы достижения этой цели вызывают у меня отвращение. Лучше бы он свой хитрый, практичный и изобретательный ум пустил на другие дела. А так у него чередуются взлеты и падения, успехи и неудачи. Словно сама жизнь «вставляет ему палки в колеса». Не зря же Гоголь показал нам картину въезда брички Чичикова. в город N: экипаж встречает двух мужиков, между которыми происходит следующий диалог:
— Доедет ли эта бричка до Москвы?
— Доедет.
— А до Казани?
— Нет, не доедет.
— Почему?
— А у нее колесо погнуто.
Так и Чичиков, словно погнутое колесо, то едет — едет, то соскочит с дороги.