«Три сестры» — первая пьеса Чехова, написанная специально для Художественного театра по настоятельной просьбе его руководителей. Ни в одной из предыдущих пьес не разворачивал автор с такой свободой новую манеру построения произведения.
«Три сестры» — самая чеховская из всех чеховских пьес. В ней меньше всего сюжетности, больше всего раздумий о неумолимом течении времени, о «собственных законах жизни», не зависящих от воли людей. В этой пьесе много несчастных героев, несбывшихся мечтаний, несостоявшихся событий, несовершенных поступков. Перед нами — драма ожиданий, ни одно из которых не оправдается.
Лейтмотив пьесы — «В Москву! В Москву!» При этом Москва — не город, где прошло детство сестер, не географическое понятие, не вторая столица России… Она — символ, мечта, надежда, навязчивая идея, крик души. Но… «Нет, не выйдет», «…Никогда мы не уедем в Москву…» — безнадежно говорит Ирина.
Главная идея пьесы — тоска по труду, реальной и общеполезной деятельности, мечты о жизни, когда в России все будут трудиться и находить в этом наслаждение. В «Трех сестрах» труд показан как необходимое условие жизни, становления человека. Можно сказать, что именно в этой пьесе мысль о необходимости труда для всех особенно важна.
У всех героев пьесы есть свое определенное дело, чин, звание, которые, казалось бы, обязывают каждого из них быть чем-то занятым и занимать определенное положение в обществе. На самом же деле все они оказываются выбитыми из колеи, не испытывают никакого интереса к делу и к призванию. Наоборот, герои презирают свой образ жизни, жаждут чего-то нового, более достойного. В таком же положении оказываются и три сестры: Ольга, Маша и Ирина Прозоровы. Мировоззрение Ольги можно выразить так: этика существует благодаря «не слышу» и ради «не слышу». Ольга не противостоит Наташе, когда та оскорбляет Анфису. Маша рассказывает Ольге о любви к Вершинину — Ольга демонстративно уходит.
Более всех открыта абсурду и готова принять его Маша: «Эта жизнь, проклятая, невыносимая…» Она предается иллюзиям о работе, изменяет мужу. Следовательно, приняв абсурд, можно жить и даже быть счастливой. Однако такое счастье недолговечно.
Когда-то, одиннадцать лет тому назад, покойный отец сестер, военный, получил бригаду и выехал с семьей из Москвы. Осиротев, оставшись без матери и отца, девушки затосковали по родине. Им хочется в Москву, на Старую Басманную. Мечта Ирины: «В Москву! в Москву! В Москву!». Но ей не просто хочется переехать в другой город. Когда-то критика острила по этому поводу: чего сестрам недостает? Купите билет на поезд и отправляйтесь в столицу! Но мечты сестер имеют символическое значение. Москва — не только их родина, на которую всегда будет тянуть человека. Для них Москва — это возвышенная жизнь, труд и дерзание. В слове «Москва» для героинь много «слилось» и многое «отозвалось».
Сестры заняты нелюбимым делам. Ольга учительствует в гимназии, Ирина сначала работала на телеграфе, потом — в городской управе, Маша пребывает в «мерехлюндии». Все они знают французский и немецкий языки, а Ирина — еще и итальянский. Но зачем эти языки в здешнем городе? Беда не только в том, что события разворачиваются в глухомани, но и в том, что сестры мало приспособлены к настоящему труду. Напрямик это высказывает Ирина, которую все любят в семье и которая больше остальных рвется к настоящему делу: «Мы родились от людей, презиравших труд…»
В Ирину влюбляются Тузенбах и Соленый. Но первому она не отвечает взаимностью, а второй ей просто противен, как циник и ничтожество.
Сестер объединяет главное — все они грезят о другой жизни. Маша — самая мечтательная из всех. Ее внутренние размышления, переживания вырываются кстати и некстати навязчивым фразами: «У лукоморья дуб зеленый». Для Ирины этот сказочный мир будущего выражается в словах: » В Москву!»
Разбиваются надежды, разбиваются вдребезги фарфоровые часы матери, потерян ключ от шкапа… Разбиты, потеряны вещи — разбиты судьбы героев, закрыты от посторонних взглядов души… Все это придает пьесе трагическое звучание, определяет ее минорную тональность. Персонажи произведения расстаются друг с другом, со своими мечтами. «Три сестры» — пьеса о распаде человеческих контактов: герои постоянно говорят как бы сами с собой, они не в состоянии понять друг друга. Но при всем несходстве характеров и возрастов они — люди одного круга, их волнуют схожие проблемы.
В этом противоречии, двойственности, одновременной открытости и замкнутости и заключается трагизм пьесы. Многие критики увидели в ней «зенит чеховского пессимизма», «тоску» как главный мотив пьесы. Но я считаю, что правы были не они, а писатель Леонид Андреев, утверждавший, что в «Трех сестрах» жизнь «засияла победным светом».