Повесть А. И. Куприна «Поединок», увидевшая свет в 1905 году, считается одним из лучших произведений писателя. Она рассказывает о жизни русской армии начала 20 века, о ее «внутренних» законах и обычаях.
Можно сказать, что это произведение произвело в обществе эффект взрыва, вызвало шок — никто до Куприна не описывал армейскую действительность как безжалостную машину, уничтожающую все живое, перемалывающую каждого, кто попадал в ее жернова.
Важно, что рамки повести гораздо шире описания армейских законов — произведение «вскрывает» жизнь всего русского общества. В «Поединке» поднимаются важные общественно-философские вопросы: взаимоотношения личности и общества, интеллигенции и народа, проблема свободы, истинной и ложной любви, иллюзий и самообмана.
В центре повести — судьба юного офицера Георгия Ромашова, попавшего на службу в провинциальный гарнизон. Куприн всячески подчеркивает тонкую, ранимую, романтическую натуру этого юноши. Он полон иллюзий относительно себя и своей карьеры, мечтает добиться больших высот в армии и жизни, видит вокруг и в будущем только хорошее.
Но суровая действительность русской армии посылает герою одно испытание за другим. Одним из таких суровых испытаний стала для Ромашова любовь. Дамой своего сердца юноша выбрал Шурочку — Александру Петровну Николаеву, жену поручика Николаева.
Важно, что герой видит Шурочку сквозь призму первого сильного чувства — он не замечает в ней недостатков, все в этой женщине кажется ему прекрасным, почти идеальным: «Ты прекрасна! Милая! Вот я сижу и гляжу на тебя — какое счастье!»
Ромашов не замечает, что Александра Петровна, по большому счету, лишь «играется» с ним — милым, трогательным мальчиком, готовым ради нее на все. Такое обожание льстит самолюбию этой амбициозной и умной женщины, мечтающей о жизни в столице.
Александра Петровна прекрасно видит всю убогость и серость жизни провинциального гарнизона. Пьянство, разврат, невежество, жестокость — вот что царит в среде русского офицерства. Все живое, ясное, цельное, что попадает туда, уничтожается всеми возможными способами. Куприн показывает, что армейская система не заинтересована в сильных, мыслящих личностях, способных сопротивляться. Именно поэтому даже талантливые люди там быстро «ломаются», начинают пить, чтобы не видеть всего, что происходит вокруг, чтобы заглушить в себе голос души и сердца.
Шурочка, обладая проницательностью и цепким умом, понимает все это.
Она знает себе цену: «… я знаю, что я молода, умна, образованна. Не красива. Но я сумею быть интереснее многих красавиц, которые на публичных балах получают в виде премии за красоту мельхиоровый поднос или будильник с музыкой». Эта женщина стремится к другой жизни — столичной, наполненной светскими событиями, интересными мужчинами, пышными приемами, изысканными комплиментами: «Ты ведь знаешь, я ненавижу до дрожи это мещанское, нищенское офицерское общество. Я хочу быть всегда прекрасно одетой, красивой, изящной, я хочу поклонения, власти!».
И это желание в героине настолько сильно, что она «пойдет по головам», не остановится ни перед чем ради достижения своей цели. Так, Александра Петровна прикладывает все усилия, чтобы ее муж поступил в военную академию. Он уже несколько раз «проваливал» экзамен, но Шурочка настойчиво заставляет его зубрить военные дисциплины снова и снова, не теряя надежды попасть в Петербург.
Однако юный восторженный Ромашов всего этого не видит. Он ослеплен чувством и готов сделать ради своей обожаемой Шурочки все, что угодно. Георгия не смущает, что его возлюбленная замужем, что она собирается навсегда покинуть гарнизон. Живущий иллюзиями и юношескими мечтами, герой грезит о том, что он и его «милая Саша» каким-то чудесным образом будут вместе.
Куприн показывает нам, как происходит взросление этого двадцатиоднолетнего юноши. Ромашов начинает размышлять о сложных вопросах жизнеустройства, начинает понимать, что происходит вокруг него — в армии и в обществе в целом. В этих, часто горестных, размышлениях Георгия поддерживает лишь мысль о Шурочке, его чувство к ней.
Ночные прогулки юноши часто заканчиваются у окна Александры Павловны. Он охраняет ее покой, стремится к своей любимой, мучается от того, что Шурочка принадлежит не ему: «Ты не слышишь меня! — с горьким упреком прошептал Ромашов. — Ты сидишь теперь с ним рядом, около лампы, спокойная, равнодушная, красивая. Ах, боже мой, боже, как я несчастлив!»
Ближе к финалу повести происходит неизбежное столкновение Ромашова с его соперником — поручиком Николаевым. Молодой человек вызывает мужа Шурочки на дуэль: он хочет отстоять свою честь и померяться силами с противником. Но Александра Петровна, боясь за то, что ее труды пойдут даром и мужа после этой скандальной истории не допустят к экзаменам, уговаривает Ромашова пойти на обман. Шурочка уверяет молодого человека, который готов ради нее на все — даже забыть про свою честь и достоинство, что пистолеты не будут заряжены. Значит, дуэль будет для обоих противников лишь формальностью, но, в тоже время, спасет их доброе имя.
Ромашов соглашается на такой обман. И лишь в самом финале повести мы узнаем, что в этой дуэли был еще один обман — оружие оказалось заряженным. Поручик Николаев ранит Ромашова, и тот умирает от внутреннего кровоизлияния.
Эти финальные строки произведения становятся шоком для читателя. Можно сказать, что в повести все-таки прозвучал выстрел, и этим выстрелом стали сухие слова служебного рапорта: «…подпоручик Ромашов ранен был в правую верхнюю часть живота… По истечении установленной полуминуты для ответного выстрела обнаружилось, что подпоручик Ромашов отвечать противнику не может… При перенесении подпоручика Ромашова в коляску последний впал в тяжелое обморочное состояние и через семь минут скончался от внутреннего кровоизлияния».
Название повести — «Поединок» — символично обозначает, что главный герой вел многочисленные поединки с жизнью. Одним из них был его поединок с любовью. Ромашов проиграл его. На мой взгляд, это произошло гораздо раньше дуэли — еще тогда, когда Георгий влюбился в Шурочку, начал идеализировать эту женщину, не понимая ее истинной натуры.
Но можно ли сказать, что герой «Поединка» не выдержал испытания любовью? А можно ли назвать то чувство, которое он испытывал, любовью? Или это была очередная иллюзия героя? Я думаю, что, скорее, иллюзия. И поэтому, наверное, у Ромашова не было никакого испытания — он просто пытался жить, взрослеть, мыслить в тех условиях, которые не допускали этого. И в поединке с этой средой герой проиграл, причем проиграл полностью, совершенно. Безжалостная машина в лице поручика Николаева лишила юного Ромашова жизни, еще раз подтвердив, что светлым и чистым личностям в ней нет места.