Что дает возможность человеку видеть прекрасное? Как искусство помогает человеку соприкоснуться с необыкновенным?
Над этой важной нравственной проблемой рассуждает русский писатель Ю. Бондарев. Автор обращает внимание читателя на то, что духовное обогащение у молодых людей начинается с книг. Они, как первая ступень в мире искусства, помогают юношам «расправить крылья сознания», «искать ответы, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить». На все эти вопросы знают ответы культура, искусство и умение видеть прекрасное в этом мире. Но увы, по мнению автора, найти прекрасное внутри себя и выпустить его наружу может не каждый, ведь в нашем мире существует и духовная пустота. Она побуждает людей подделывать духовное богатство, наслаждаться «Реквием» Моцарта «из побуждений суетных либо престижных». Так, Юрий Бондарев подчеркивает ту мысль, что красота и искусство лепят человеческую душу, направляют его на нужный путь, помогают различить плохое и хорошое, и просто добавляют красок в серую человеческую жизнь.
Позиция автора выражена четко: искусство оказывает огромное влияние на человечускую жизнь. Без искусства мир был бы пуст, сер и бессмыслен, поэтому с ранних лет людей надо учить видеть прекрасное с помощью книг, картин, мелодий и многих других элементов такого прекрасного явления — искусство.
Я согласна с позицией автора и считаю, что искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, стараний, определенной работы мысли. Человек должен хотеть учиться видеть и понимать прекрасное, пускать в свою душу что-то великое и непонятное. Чтобы подтвердить свою позицию, приведу примеры из художественной литературы.
Главный герой рассказа А. П. Чехова «Скрипка Ротшильда» гробовщик Яков, у которого внезапно умирает жена, старуха Марфа. После ее смерти, его начинают мучить угрызения совести, он раскаивается в плохом обращение с ней, в конце концов, сам тжело заболеввает и впервые задумывается о своей жизни. В душе его рождаются вопросы, на которые может ответить только искусство. Яков — это человек, наделенный музыкальным даром, он играет на скрипке. В финале рассказа он играет свою последнюю мелодию и единственным его слушателем становиться еврей Ротшильд, человек которого он ненавидел всю жизнь. Музыка вызывает слезы у Якова и Ротшильда. Таким образом, скрипка становиться символом духовного единства людей, внешне далеких, разобщенных. и перед смертью Яков просит отдать скрипку Ротшильду. Это грех — отношение к еврею — он еще может изменить, а несчастную жизнь жены нет. После смерти Якова сочиненную им мелодию играет Ротшильд, и звучит она так уныло и скорбно, что окружающие плачут. Так пробудившаяся в человеке душа продолжает жить в музыке, рождая в окружающих живые чувства.
Вторым аргументом может послужить книга Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». В своем произведение автор размышляет о том, что такое «духовная культура», о нашей любви к старым зданиям, улицам, вещам. Писатель приходит к выводу: «Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, — это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен ей, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность.
В заключение могу сказать, искусство вечно и прекрасно, потому что оно несет красоту и добро в мир. И как говорил Г. Драйзер: «искусство — могучее средство исправления людского несовершенства».