Революция 1917 года и гражданская война оказалась настолько значимым событием в истории России, что она не могла не отразиться в творчестве огромного количества писателей. Особенно меня поразили два произведения, касающиеся этих событий. Это роман А. Фадеева «Разгром» и «Донские рассказы» Шолохова.
А. Фадеев в своем романе «Разгром» более объективно, чем другие советские писатели того времени, осветил гражданскую войну. В основу его произведения положены реальные события. Это один из эпизодов разгрома партизанского отряда на Дальнем Востоке.
Сам Фадеев писал об основной мысли своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней революции, …развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
Очень показательно, что писатель, говоря о героях «Разгрома», называет их «человеческим материалом». Революция и гражданская война требовала именно «материала» для победы и построения нового общества. Человеческая жизнь не имела большой цены, она с легкостью приносилась в жертву во имя победы. В «Разгроме» это отчетливо показано. Многочисленный отряд Левинсона получает партийную задачу: во что бы то ни стало пробиться в свободную от противника Тудо-Вакскую долину. С большими трудностями (преследование противников, нехватка пропитания и т. д.) отряд пытается ее выполнить… Но на подходе к долине он попадает в окружение казаков. Живыми из боя выходят только девятнадцать человек из полуторосотенного отряда. Левинсон, прорвавшись из окружения, оглядывается на отряд, «но никакого отряда не было: вся дорога была усеяна конскими и людскими трупами…» Человеческий материал истреблен, но главное — поставленная задача — была выполнена. Без сомнения, отряд Левинсона пополнится новыми бойцами, готовыми (и не совсем готовыми) «положить свою жизнь на алтарь революции».
Но партизаны погибают не только в сражениях. Вспомним эпизод отравления безнадежно больного Фролова. Боец стал обузой для отряда, и было принято решение дать ему яд.
Но несправедливо было бы представлять всех революционных деятелей, партийцев циничными и бездушными людьми, не имеющими никаких человеческих эмоций. В том то и заключалась их трагедия, что они постоянно стояли перед выбором: победа революционной идеи или человеческая жизнь, а подчас и сотни жизней.
В своем романе Фадеев смотрит на события революции с позиции «красного». Но примечательно то, что он совсем не приукрашивает революционных будней. Даже герои у него, хотя и довольно четко делятся на положительных и отрицательных, не имеют однобокой ярко выраженной окраски.
В «Донских рассказах» Шолохова, помимо исторических фактов минувших времен, привлекает общечеловеческое содержание — проповедь сострадания, согласия. Автор показывает проявление гуманности и человечности.
Истинную человечность, милосердие проявляет герой рассказа «Чужая кровь» дед Гаврила. Когда-то он с женой отправил своего единственного и горячо любимого сына Петро на войну. И жили они теперь только ожиданием его возвращения. Автор описывает, с какой заботой старики готовили для сына одежду: «…сшили полушубок на Петров рост и положили в сундук. Сапоги расхожие — скотину убирать — ему сготовили. Мундир свой синего сукна берег дед, табаком пересыпал, чтобы моль не поела…» Гаврила так ждал своего сына, что весть о его гибели была не сразу принята и понята: «Одного сына убить?! Кормильца?! Петьку мово?! Брешешь, сукин сын!.. Не верю!»
Именно родительская любовь, доброта, жалость к живому подсказали Гавриле спасти девятнадцатилетнего продкомиссара Николая, раненного кубанцем. Старики стали постепенно забывать о погибшем сыне и полюбили «чужую кровь». Самые теплые, ласковые слова нашлись для сына: «Петюшка», «родимый», «сынок», «сынушка». Названный сын полюбил стариков. Но финал рассказа печален: Петр возвращается на Урал, чтобы поднимать родной завод.
Такой исход закономерен. Гаврила — крестьянин, Петр — рабочий, а значит, не привязан к земле. Кроме того, он молод, горяч, верен своему делу: «…Рабочие, какие пришли из армии, снова поднимают завод на ноги… Смертно голодают сами и семьи ихние, а работают… Как же я могу жить тут? А совесть?..»
Старики во второй раз теряют сына. Но главное в этом рассказе — проявление милосердия, любви, сострадания к чужому человеку, потому что он — Человек.
«Донские рассказы» заставляли размышлять над тем, обязательно ли должна была «исходить кровью» мать-Родина, над тем, как исчезало природное, врожденное, воспитанное семьей, почему не были использованы возможности мирного улаживания конфликта.
Счет человеческих благородных поступков должен быть, по Шолохову, такой: скольких ты спас, скольким облегчил жизнь, сколько сберег красоты на земле, а не скольких ты истребил, осиротил, скольким отравил существование.
Таким образом, гуманизм разными писателями понимается по-разному. Если у Фадеева гуманизм подчиняется законам военного времени, то у Шолохова нет ничего превыше нравственно-моральных ориентиров, святых во все времена.