Фольклорные мотивы в “Песне про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова

“Песня про купца Калашникова” – произведение, наполненное фольклорными мотивами и элементами. Это произведение – стилизация под народную героическую песню, прославляющую подвиги народного героя, богатыря. Таким богатырем в “Песне” является купец Калашников.
Сам жанр произведения, обозначенный в названии, взят из фольклора.
Композиция “Песни” подражает народной, которую исполняли певцы под аккомпанемент инструментов, как правило, гуслей. В лермонтовской “Песне” есть “народные” зачин и концовка, а

также перед каждой повествовательной частью есть своеобразная “вставка”:
Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте – дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!
Описание героев дано в фольклорном стиле. Широко употребляется параллелизм, когда внешность героя, значимость его фигуры, а также его внутреннее состояние сравнивается с состояниями природы. Так, например, Иван Грозный описывается следующими строками:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
/> Сцена боя Калашникова с Кирибеевичем предваряет довольно большое описание зари над Москвой. Оно дано по контрасту к описываемому событию и заканчивается вопросом: “Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?”
Описание героев строится на постоянных эпитетах в традиции народных произведений: “солнце красное”, “удалой боец”, “буйный молодец”, “очи темные”, “широка грудь”, “брови черные”. Используются здесь и традиционные сравнения: “Ходит плавно – будто лебедушка”.
Вообще, постоянными эпитетами наполнено все произведение: “вино сладкое”, “дума крепкая”, “голубь сизокрылый”, “сердце жаркое”, “дума черная”, “сырая земля”, “красны девушки”.
Стилизован под народную песню и язык произведения. Он такой же напевный, в нем много инверсий, обращений и восклицаний. В произведении использованы диалектные и просторечные слова или их формы: охульник, сиротинушка, старшой брат, разгоняючи, подымалася и другие.
Широко используется в “Песне” троекратное повторение. Так, например, перед боем Калашников трижды кланяется, выказывая уважение и прося благословения и поддержки.
В народных традициях дана трактовка основных характеров “Песни”. Калашников – народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти.
Главный злодей, Кирибеевич, показан односторонне. Он отрицателен во всем. Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего злого и темного. В итоге он, в лучших традициях фольклора, оказывается побежденным и в конце “Песни”.
Иван Грозный – неоднозначная фигура. Это также фольклорная традиция. Казалось бы, он на стороне темных сил, но обещает поддержать семью Калашникова после его смерти. Он способен оценить силу и благородство характера Калашникова.