Фантастическая проза М. Булгакова и Г. Уэллса

Содержание.

1. Введение……………………………………………………………..1
2. Биография Г. Уэллса………………………………………………3
3. Роман Г. Уэллса «Война миров»………………………………… 6
3.1. Историческая справка…………………………………………6
3.2. Сюжет…………………………………………………………….8
4. Биография М. Булгакова…………………………………………10
5. Повесть М. Булгакова «Роковые яйца»………………………. 13
5.1 Историческая справка………………………………………….13
5.2 Сюжет………………………………………………………………15
6. Сравнительный анализ произведений………………………….17
7. Заключение…………………………………………………………20
8. Список литературы………………………………………………22
9. Иллюстрации………………………………………………………23

1.Введение
Актуальность:
Творчество М. Булгакова и Г. Уэллса оказало большое влияние на развитие русской и зарубежной научной фантастики (А. Беляев, И. Ефремов, Г. Мартынов, Жорж Ле Фор, Джон Уиндем, А. Корделл). Интенсивное развитие современной русской и зарубежной научной фантастики делает изучение творчества М. Булгакова и Г. Уэллса в современном литературоведении задачей достаточно актуальной. Многие из моих друзей увлекаются чтением книг. Большинство из них выбирают фантастику, которая в настоящее время является очень распространенный жанром литературы.
Фантастика — это тип художественной условности; изображение заведомо неправдоподобного, невозможного в реальной жизни, например фантастических персонажей, сюжетных ситуаций, свойств людей или предметов. Иногда фантастическими являются лишь отдельные персонажи или элементы сюжета, но чаще фантастика оказывается принципом построения всего художественного мира произведений. В литературных произведениях фантастика применяется, во-первых, для того, чтобы максимально заострить то или иное явление действительности, раскрыть его сущность, скрытые возможности, во-вторых, для достижения комического и, в частности, сатирического эффекта, в-третьих, для воплощения философской проблематики. Эти три функции фантастики иногда сочетаются в предметах одного произведения.
Исходя из вышесказанного, сформулируем цели и задачи моего реферата.
Цель:
Прочитав фантастическую повесть «Роковые яйца» М. Булгакова, я решила выяснить, что подтолкнуло Булгакова написать эту повесть, у кого он перенял идею сюжета, героев и некоторые детали произведения.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. Изучить биографию писателей. (Г. Уэллса и М. Булгакова)
2. Рассмотреть, историю создания произведений и сами произведения.
3. Выяснить, что же было заимствовано М. Булгаковым из творчества Г. Уэллса, проведя анализ произведений, сравнив тему, идею, детали сюжета.

2. Биография Г. Уэллса.
Герберт Джордж Уэллс (Wells) (21.9.1866, Бромли, — 13.8.1946, Лондон), английский писатель. Происходил из мелкобуржуазной среды. Окончил Лондонский университет (1888). К 1891 получил два ученых звания по биологии, с 1942 доктор биологии. В 1893 опубликовал учебники биологии и физиографии, в 1930 — популярную книгу «Наука жизни» (т. 1-3, совместно с Дж. Хаксли). Романом «Машина времени» открыл историю научной фантастики 20 в., опираясь на естественно — научные концепции. В «Острове доктора Моро» (1896) аллегорически представлена история цивилизации — процесса необходимого, но чудовищно жестокого. Роман «Человек-невидимка» (1897) направлен как против косности мещан, так и против ницшеанского «сверхчеловека». «Война миров» (1898) рассказывает о нашествии с Марса, заставившем людей усомниться в совершенстве своей общественной организации. Сцены народной революции, потрясшей капиталистическое общество в 21 в. нарисованы в романе «Когда спящий проснется» (1899). Ранний цикл завершается романами «Первые люди на луне» (1901) и «Пища богов» (1904). «Колеса фортуны» (1896) открывают список бытовых романов Уэллса: «Любовь и мистер Люишем» (1900), «Киппс» (1905), «История мистера Полчи» (1910), «Билби» (1915). Сенсацию вызвал роман «Анна-Вероника»(1909), посвящены вопросу эмансипации женщины. Самый значительных из нефантастических романов Уэллса «Тоно-Бенге» (1909) был попыткой в традициях О. Бальзака дать «поперечный разрез» английского общества. Претерпевает изменения и манера Уэллса — фантаста: «В дни кометы» (1906) — бытовой роман с вкраплением фантастического элемента; роман «Война в воздухе» (1908) написан в духе «технической» фантастики Жюля Верна, фантастического элемента лишен роман «Освобожденный мир» (1914), посвящена военному и мирному использованию атомной энергии.
С 1900 Уэллс выступает с прогностическими и утопическими произведениями: трактат «Предвиденья» (1901), ряд статей. В романе-трактате «Современная утопия» (1905) выдвинут проект переустройства мира на основах государственного социализма с широким допущением частного предпринимательства. Основу идеологии Уэллса составляет просветительство, истолкованное применительно к 20 в. и приобретшее характер буржуазного реформизма порою весьма радикального толка (трактат «Новые миры вместо старых», 1908). Однако в романе-трактате «Мир Вильяма Клиссольда» (1926) и трактате «Легальный заговор» (1928) Уэллс резко противопоставляет свои теории марксизму. В 1903-09 У. состоял член «Фабианского общества» и, хотя острокритически воспринимал политический оппортунизм фабианцев, его собственное мировоззрение было лишь одной из форм фабианства. В годы 1-й мировой войны 1914-18 У. — деятельный участник военной пропаганды (книга «Война, которая покончит с войнами», 1914). В 1916 опубликовал антивоенный роман «Мистер Бритлинг пьет чашу до дна», но официально своих позиций не изменил. Наметившиеся здесь богостроительские теории были развиты Уэллсом в повестях «Бог — невидимый король» (1917), «Душа епископа» (1917) и др. Пропаганде новой религии как средства перевоспитания человечества посвящен также «Очерк истории» (1920), «Краткий очерк истории» (1922) и др. работы по истории и педагогике. В 1923 Уэллс опубликовал просветительский роман-утопию «Люди как боги». Начиная с романа «Накануне» (1927) занял активную антифашистскую позицию (роман «Самодержавие мистера Паргема», 1930; повесть «Игрок в крокет», 1936). Незаурядное сатирическое мастерство Уэллса выявилось в романах «Мистер Блетсуорси на острове Ремпол» (1928), «Бэлиингтон Блепский» (1932) и «Необходима осторожность» (1941). В 1933 был избран президентом Пен — клуба. Уэллс трижды (в 1914, 1920 и 1934) посетил Россию. Его беседа с В. И. Лениным (6 октября 1920) получила широкую известность благодаря книге «Россия во мгле» (1920). Несмотря на то, что Уэллс не верил в способность Советской России восстановить и развить народное хозяйство без помощи Запада, «Россия во мгле» сыграла большую роль в распространении правды о Советской России и Коммунистической партии. Во время 2-й мировой войны Уэллс выступал в поддержку Сов. Союза. Родоначальник научно-фантастической литературы 20 в., Уэллс — крупнейший мастер критического реализма, внесший значительный вклад в общелитературный процесс. Умер Г. Уэллс в 1946 году в Лондоне.
3. Роман Г. Уэллса «Война миров».
3.1. Историческая справка.
«Война миров» («The War of the Worlds»)появилась в потоке романов, порожденном сенсационным успехом книги известного французского астронома и популятора науки Камила Фламмариона (1842 — 1925) «Планета марс» (1892), где докаталось, что на Марсе обитают разумные существа. Роман Уэллса, однако, сразу же выделился из числа произведений подобного рода, и сам вызвал подражания. Несмотря на то, что вопросом обитаемости планет Уэллс занимался со студенческих лет (19 октября 1888г он прочел в дискуссионном обществе своего факультета реферат «Обитаемы ли планеты», в котором допускал возможность жизни на Марсе), мысль написать роман о вторжении с Марса была рождена случайным замечанием его брата Фрэнка, которому и посвящена «Война миров». Оказавшись со своим братом в каком — то очень мирном уголке графства Серрея, услышал от него: «А представь себе, что вдруг какие — то обитатели другой планеты свалились бы с неба и отсюда начали бы крушить всех направо и налево». Уэллсовские марсиане и высадились вскоре в подобном же мирном уголке и двинулись на Лондон через знакомые автору места.
Уэллс говорит так о своем романе: » Для меня ценность этой вещи состоит в том, что от начала до конца в ней нет ничего невозможного».
С 1898 года, когда в петербургском журнале «Мир божий» был опубликован перевод только что вышедшего в Англии романа Уэллса «Война миров», и до сегодняшнего дня интерес к творчеству этого писателя не ослабевает.
Почему Уэллс так популярен? Что значил и значит он для русского читателя? Выслушаем сначала одного из тех, кто читал первые переводы Уэллса на русский язык и чью юность прошла под влиянием — Юрия Карловича Олешу.
«Для меня это поистине великий писатель». — Говорил Олеша. — Он описывает фантастические события. То, чего никогда не было. На Землю спустились марсиане. Завоевание Земли марсианами. Или путешествие на Луну. Двое людей на луне. Или невидимый человек. Страшная жизнь невидимки… Но в Уэллсе ценно то, что он, применяя художественные приемы, умеет превращать фантастику в эпос. Невероятное событие приобретает настолько удивительные и конкретные черты, что фантастический роман становится как бы документом, как бы свидетельством о совершившихся событиях, которые в свое время потрясли человечество. «Борьбу миров», роман о марсианах, прилетевших на Землю, я вспоминаю как роман исторический. Я не хочу сомневаться в том, что это было на самом деле. Фантастика Уэллса — фантастика с подробностями, с бытом. Его приемы сродни тем приемам, которыми пользуется Лев Толстой, скажем, в «Войне и мире», когда исторические лица низводят им до бытовой конкретности…
Уэллс эпичен, как никто. И главное: он изображает поток событий и одинокую человеческую судьбу в этом потоке. Война, столкновение огромных масс, катастрофа, и сквозь проходит человек: живой, разнообразный, одинокий, несчастный и до последнего предела борющийся человек. В этом — необычная взволнованность, человечность этих фантастических романов» .
3.2. Сюжет.
Роман Г. Уэллса «Война миров» делится на две книги, каждая из которых состоит из семнадцати и десяти глав. Главным героем является сам автор.
Первая книга так и называется «Прибытие марсиан». Соответственно, в ней и рассказывается о том, как впервые на Землю одна за другой упали капсулы с марсианами. Из каждой капсулы выползало по пять неуклюжих, трехногих гиганта. Они подолгу возились в яме, образованной при падении капсулы, изобретая себе оружие. Одним из их сооружений был тепловой луч. Так как марсиане были огромных размеров, то сверху видели всех людей, пытавшихся бежать. Когда же марсиане замечали движение, то направляя тепловой луч, все сгорало дотла. Вскоре марсиане добрались и до Лондона. Людей охватила паника. А капсулы все продолжали падать. Другим изобретением марсиан был черный дым. Марсиане выпускали клубы дыма, которые стлались по земле, никого не оставалось в живых. В итоге был разрушен Лондон. Все выжившие бежали из Лондона. Среди них был и сам автор.
Вторая книга носит название «Земля под властью марсиан». По дороге автор встретил священника. Они укрылись в полуразваленном доме. Однажды они услышали шум. Оказалось, что в на дом, стоявший по — соседству, упала очередная капсула. Автору со священником пришлось затаиться на некоторое время. На шестой день заточения священник совсем обезумил. Пытался съесть все припасы, кричал, не задумываясь о том, что их могут обнаружить. От страха автор пришел в бешенство, схватил секач и ударил священника. Священник упал без движения. Сначала автора мучила мысль о преступлении, но вскоре он пришел к выводу, что он был вынужден сделать это. На пятнадцатый день, автор решился выйти на улицу. Вокруг была тишина. Не было вокруг и марсиан. Стояли лишь одни разрушенные дома. Красная трава, которую, по — видимому, привезли с собой марсиане, засохла. Оказалось, что на Марсе нет бактерий. Для людей на земле они совсем безобидны. А для марсиан стали последней каплей жизни.

4. Биография М. Булгакова.
«Родился в 1891 году в Киеве. Сын профессора. Окончил Киевский университет по медицинскому факультету в 1916 году. Тогда же стал заниматься литературой, нигде не печатаясь до 1919 года. В годы 1919-1921, проживая на Кавказе, писал фельетоны, изредка помещаемые в газетах, изучал историю театра, иногда выступал в качестве актера. В 1921 году переехал в Москву, где служил в газетах репортером, затем фельетонистом. В годы 1922-1924, продолжая газетную работу, писал сатирические повести и роман «Белая гвардия». В 1925 году, по канве этого романа, написал пьесу, которая в 1926 году пошла в Московском Художественном театре под названием «Дни Турбинных» и была запрещена после 289-го представления. Следующая пьеса «Зойкина квартира» шла в театре имени Вахтангова и была запрещена после 200-го представления. Пьеса «Багровый остров» шла в Камерном театре и была запрещена приблизительно после 50-го представления. Пьеса «Бег» была запрещена после первых репетиций в Московском Художественном театре. Следующая — «Кабала Святош» была запрещена сразу и до репетиций не дошла. Через 2 месяца по запрещении «Кабалы» (в мае 1930 года) был принят в Московский Художественный театр на должность режиссера, находясь в которой, написал инсценировку «Мертвых душ» Гоголя.
Творчество Булгакова — вершинное явление русской художественной культуры двадцатого века. С 1927 года по 1940, до дня своей смерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Булгаков был своего рода пророком. С горьким чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой мировой): «…западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!), а мы… мы будем драться, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, … за все!»
Как художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик. Его главный принцип — «сатира не терпит оглядки».
Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и пристальный анализ формировали его неповторимый стиль.
Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну — тайну фантастического, фантасмагорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции (в том числе немецких романтиков, особенно Гофмана): социальная и литературная жизнь была столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.
Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, — непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.
Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существует крепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Создав мысль — образ или целый художественный мир, автор как бы сообщает им прочность несокрушимой реальности — «рукописи не горят».
Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть понятия «Булгаковская Москва», «Булгаковский Киев».
Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом — загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе. В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осененный громкой, но скандальной славой «Дней Турбинных». Наконец, в 30-е годы Михаил Афанасьевич — театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может — не дают (в это время он пишет свой нетленный и главный шедевр — «Мастера и Маргариту»). Надо сказать, что Булгаков — феноменальное явление советских времен. Он с детства ненавидел писать на «социальный заказ», в то время как в стране конъюнктурщина и страх губили таланты и выдающиеся умы. Сам Михаил Афанасьевич был твердо уверен, что никогда не станет «илотом, панегиристом и запуганным услужающим». В своем письме правительству в 1930г. он признавался: «Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет». Эта невероятная смелость была, очевидно, вызвана тем, что Булгаков никогда не отступался от своих творческих позиций, идей и оставался самим собой в самые тяжелые моменты жизни. А их у него было немало. Ему полной мерой довелось испытать на себе давление мощной административно-бюрократической системы сталинских времен, той, которую он впоследствии обозначил сильным и емким словом «Кабала». Умер Булгаков в неполные 49 лет в 1940 году.»
5. Повесть М. Булгакова «Роковые яйца».
5.1. Историческая справка.
Одним из источников фабулы «Роковых яиц» послужил роман английского писателя Герберта Уэллса (1866-1946) «Пища богов» (1904), где речь идет о чудесной пище, ускоряющей рост живых организмов и развитие интеллектуальных способностей у людей-гигантов, причем рост духовных и физических возможностей человечества приводит в романе к более совершенному миропорядку и столкновению мира будущего и мира прошлого — мира гигантов с миром пигмеев. У Булгакова гигантами оказываются не интеллектуально продвинутые человеческие индивидуумы, а особо агрессивные пресмыкающиеся. В «Роковых яйцах» отразился и другой роман Уэллса — «Борьба миров» (1898), где завоевавшие Землю марсиане внезапно гибнут от земных микробов. У Булгакова же подступившие к Москве пресмыкающиеся становятся жертвой фантастических августовских морозов.
Среди источников «Роковых яиц» есть и более экзотические. Так, живший в Коктебеле в Крыму поэт Максимилиан Волошин (Кириенко-Волошин) (1877-1932) прислал Булгакову вырезку из одной феодосийской газеты 1921 г., где говорилось «о появлении в районе горы Кара-Даг огромного гада, на поимку которого была отправлена рота красноармейцев».
В тексте «Роковых яиц» указаны время и место написания повести: «Москва, 1924 г., октябрь». Повесть существовала в первоначальной редакции, отличной от опубликованной. 27 декабря 1924 г. Булгаков читал «Роковые яйца» на собрании литераторов при кооперативном издательстве «Никитинские субботники». 6 января 1925 г. берлинская газета «Дни» в рубрике «Российские литературные новости» откликнулась на это событие: «Молодой писатель Булгаков читал недавно авантюрную повесть «Роковые яйца».
5.2. Сюжет.
Фантастическая повесть М. Булгакова «Роковые яйца» состоит их двенадцати глав. Главный герой повести — профессор зоологического института Владимир Персиков. Основное его занятие — препарирование лягушек, жаб, ужей.
В первой главе автор описывает внешность Персикова, его судьбу и работу. Когда-то у Персикова была жена, но, так и не родив ему детей, сбежала с тенором оперы, оставив записку о том, что невыносимую дрожь отвращения вызывали в ней его лягушки. Дела в институте идут все хуже и хуже. Институт прекращают финансировать, лягушки и жабы в террариумах гибнут, что очень огорчает профессора. Проходит около трех лет и благодаря тому, что институт начинают вновь финансировать, Персиков с еще большим рвением принимается за свои опыты на лягушках, жабах, амебах. Вторая глава повести повествует о том, как в один из весенних будничных дней Персиков рассматривал в микроскоп свежих амеб. В этот момент Персикова отозвал ассистент, а когда профессор вернулся к своему микроскопу — он обнаружил, что амебы вдруг стали резко размножаться, да в таком количестве, что поедали друг друга, сами, увеличиваясь в размерах. Так был открыт уникальный красный луч, способный вызвать размножение любого организма, попадающего под его свет. О изобретении очень скоро узнает весь город, Персикова начинают посещать надоедливые репортеры, требующие от него рассказать о своем изобретении… Четвертая глава повествует о попадье Дроздовой, в хозяйстве которой случился мор — и все куры начинают гибнуть. Мор начинается по всей стране — об этом пишут все газеты, а люди, которые едят яйца, тоже заболевают. Страна шокирована, в Советском Союзе не остается ни одной птицы. Тогда некто Рокк — автор даже фамилию его делает символом — обращается к Персикову с просьбой отдать ему один из аппаратов, активирующих действие луча. Рокку красный луч нужен для того, чтобы из яиц, полученных из-за рубежа, вывести цыплят, чтобы вновь пополнить запасы птиц. Первоначально Персиков не хочет отдавать аппараты Рокку, но некий звонок по телефону заставляет Персикова послушаться Рокка. Но он предупреждает, что Рокк может получить неудачу.
Глава восьмая носит название история в совхозе и повествует о произошедшей ужасной истории в совхозе Красный луч… Александр Семенович Рокк собирает аппараты и вкладывает в них яйца, полученные из-за границы. В тоже время профессор Персиков сокрушается — его заказ на яйца змей никак не везут, а Рокку заказ привезли сразу… Вскоре в яйцах что-то начинает шевелится, и попискивать, но… из яиц вылупляются не цыплята, гигантские змеи, одна из которых заживо съедает жену Рокка, Маню. Гады в огромном количестве расползаются по всему совхозу, поедая людей. Глава одиннадцатая носит название Бой и смерть и именно в ней М. Булгаков описывает читателю смерть Персикова, которого убивает разъяренная толпа. В самой же стране — шок и ужас, ведь на борьбу с расползшимися гадами брошена армия, но это мало помогает. Примечателен и финал этой повести. Люди, со всем их самым совершенным оружием, не смогли остановить нашествие гадов. Спасенье приходит от природы — неожиданно упал восемнадцатиградусный мороз посередине августа. Из-за этого мороза и погибли змеи. Но еще долго гнили необозримые пространства земли от бесчисленных трупов крокодилов и змей. К весне Москва оживает, все возвращается на круги своя, кто-то из ученых пытается создать тот самый луч профессора Персикова, но секрет утерян безвозвратно.
6. Сравнительный анализ произведений.
В «Войне миров» идет борьба не на жизнь, а на смерть между человечеством и марсианами. Само же человечество не виновно в том, что на Землю прилетели марсиане, чтобы разрушить и уничтожить все живое. В данном произведение автор показывает читателю, что человек не самое могущественное существо на планете. Изначально, когда упала первая капсула, люди расценивали марсиан, как неуклюжих, глупых существ, которые из — за притяжения к земле даже не смогут сдвинуться с места. А когда марсиане своими изобретениями, сооруженными прямо на месте падения капсулы, стали во многом превосходить человеческие технологии, то человек испугался. Люди готовы были повиноваться существам, которые не были даже существами, родившимися и выросшими на их планете.
В тоже время тема повести «Роковые яйца» перекликается с темой романа «Война миров». В обоих произведениях есть борьба человека с существами. Но в поэме «Роковые яйца» человечество борется с существами, созданными самим же человеком. Повесть «Роковые яйца» посвящена именно заблуждениям науки, в том числе и медицинской. Когда в стране началась массовая гибель кур, некто Александр Семенович Рокк просит у профессора Персикова красный луч, благодаря которому размножение увеличивается во много раз. Перепутав куриные яйца со змеиными, Рокк выводит гигантских змей. Таким образом, в теме произведения звучит не только тема борьбы человека с существами, напавшими на Землю, но и для точного определения второй части темы возьму строку из произведения Достоевского «Преступление и наказание», которая точно оценивает поступки человечества в повести «Роковые яйца».
Г. Уэллс представил своему читателю совершенно разумные существа, которые обладали необычайными навыками воинов. У них было оружие, которое человек еще даже и не пытался придумать. А булгаковские змеи и крокодилы всего на всего обыкновенные пресмыкающиеся, просто огромных размеров. Таким образом, Уэллс, словно, вооружил своих марсиан, придав им более устрашающий вид.
Оба автора вводят в своих произведениях одного человека. Но в «Войне миров» Уэллсовский человек показан среди разрухи и хаоса. Он переживает ужас, преследование марсиан, видит смерть: и все своими глазами. А в «Роковых яйцах» человек, то есть профессор Персиков, ощущает все со стороны, по рассказам других очевидцев.
В «Роковых яйцах» страшный луч марсиан пародийно превращен в красный луч жизни, наделавший тоже немало бед.
Для большей реалистичности и Г. Уэллс, и М. Булгаков, как бы, пронизывают свои произведения символами, такими как: кровь, огонь, мрак, смерть, крик. Эти детали помогают читателю передать те чувства, которые автор вложил в основу трагедии. Особо важен светлый образ летнего солнца, символ вечной жизни, которое подталкивает человека на путь истины и реальности, придавая надежду и самоуверенность.
Как и в «Войне миров», так и в «Роковых яйцах», важен и живописен фон, фигуры и события второго плана, описание быта, разрухи, ее причин и способов борьбы с нею.
Общим является эпилог, то есть концовка произведений. На борьбу с марсианами и огромными змеями и крокодилами были брошены самые могучие армии, но это не помогло. Одна лишь природа, создавшая в «Роковых яйцах» восемнадцатиградусный мороз, погубила всех гигантов. В «Войне миров» мельчайшие бактерии, от которых марсиане не были защищены, погубили великанов раз и навсегда. Только природа смогла покончить с ужасом, который пережили люди лишний раз доказывая, что человек все еще зависит от природы.

7. Заключение.
Проведя исследование, я пришла к выводу, что творчество М. Булгакова и Г. Уэллса оказало большое влияние на развитие русской и зарубежной научной фантастики. М. Булгаков и Г. Уэллс стоят рядом в области научной фантастики. Сближает их интерес к будущему, и рисуют они будущее, исходя из настоящего, соединяя фантастику с социологией.
М. Булгаков заимствовал тему произведения у Г. Уэллса. В обоих произведениях идет борьба между людьми и существами неземного происхождения. Но в своей повести Булгаков расширяет тему, обвиняя во всем случившемся самого человека профессора Персикова.
Схожи и идеи произведений. Человек не самое могущественное существо на планете. Не следует думать, что ты защищен со всех сторон. Наш мир не идеален.
Если в романе «Война миров» Г. Уэллса главный герой остается жив, то в повести «Роковые яйца» М. Булгакова главного героя убивает разъяренная толпа. Этот случай, как бы, наказывает его за создание красного луча, который изначально создавался для благих намерений, а в итоге, попав в руки Рока, породил хаос на Земле.
Еще одним, я считаю, главным отличием является то, что Г. Уэллс вложил в своих марсиан разум. То есть эти существа прилетели на Землю с собственными технологиями и новаторствами. А Булгаков взял из этих марсиан лишь безобразие и огромные размеры чудовищ.
Также Булгаков перенял из романа Г. Уэллса пейзаж, пейзажные детали. При помощи них, авторы передают ту ситуацию, которая происходила с людьми. С использованием таких слов как: смерть, кровь, огонь, крики людей, мы сами живо переносимся на место событий и испытываем чувства, которые авторы вложили в свои произведения.
Особенно важен и эпилог произведений. Булгаков взял самое главное из концовки то, что остановила хаос и разруху природа. Лишь она создала такие условия, что все существа, наносящие вред человечеству, погибли. Ни один человек, ни даже армия не смогли остановить марсиан в «Войне миров» и гигантских змей и крокодилов в «Роковых яйцах». Таким образом, написав свой роман «Война миров» Г. Уэллс, а затем и М. Булгаков лишний раз подтвердили, что человек полностью зависит от природы, что он существо, созданное ею, что природа никогда не будет под властью такого мелкого существа, как человек.
Таким образом, так как М. Булгаков жил позже Г. Уэллса, в его творчество вошло многое из того, что лишь затронул Г. Уэллс. Но исходный пункт у них был один — научная фантастика.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Фантастическая проза М. Булгакова и Г. Уэллса