Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру главного героя, и мир людей — чуждый герою, отнимающий у него свободу, обрекающий на физическую гибель. В этом можно увидеть влияние модной в то время философии о «естественном человеке», сталкивающемся с губительной силой цивилизации. Но в лермонтовской поэме оказывается невозможным и возвращение человека к «естественному» состоянию. Он представитель иного, людского, «царства» и не может уже жить по законам природы. То есть лермонтовский взгляд на соотношение человека и природы более противоречив и глубок, чем традиционный.
Итак, человек и природа — два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, и это одна из центральных тем поэмы «Мцыри».
Немного лет тому назад
Там, где сливался, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…
Мир, спокойствие в этих словах. Даже бурные реки текут, обнявшись, «будто две сестры». Вскоре в монастырь привозят мальчика, который
…был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Сравнение с серной дает понять, что это дитя не приживется в обители. Серна — символ свободы, вольной жизни. И все же Мцыри постепенно привыкает к «плену». «Он уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», но тут происходит событие, изменившее предопределенную жизнь юноши. Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Даже сила привычки не смогла вытеснить тоски по «стороне своей родной». Он решается на побег. И не случайно он исчезает из обители «осенней ночью». У романтиков ночь — символ тяжелой, мучительной жизни человека, одинокого, лишенного друзей и защиты, символ опасностей и вражды. «Темный лес» закрывает ему путь на родину. Побег — шаг в неизведанный мир. Что ждет там Мцыри?
Это «чудный мир тревог и битв», о котором герой мечтал с детства, в который вырвался «от келий душных и молитв». Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, «где люди вольны, как орлы». Утром он увидел то, к чему стремился: «пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…». Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья — это «братья в пляске круговой», горные хребты — в «объятьях каменных». Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе.
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев…
Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку. Тот, кто способен понимать красоту природы, умеет ценить и понимать красоту вообще, человеческую в частности. Поэтому Мцыри говорит, что юная грузинка была «стройна… как тополь, царь ее полей». Она жила в маленькой сакле. Герой хотел войти туда, «но… не смел». Он отправился в путь, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе». Его компасом были горы. Вдруг Мцыри «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Он был в отчаянии. Тот лес, красотой деревьев, пением птиц которого он наслаждался вчера, становился «страшней и гуще каждый час». «Миллионом черных глаз смотрела ночи темнота…». Эта гипербола передает ужас Мцыри, оказавшегося теперь уже во враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена. Кульминацией выступает сцена смертельной схватки человека с барсом.
Мцыри был сам «как барс пустынный, зол и дик», силен так же, как и зверь. В минуту опасности он почувствовал в себе навыки бойца, которые развивали его предки на протяжении столетий. В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя. Мцыри победил и, несмотря на раны, продолжал путь.
Как страшно ему стало утром, когда он понял, что заблудился и пришел «к тюрьме». Мир природы не спас человека, испорченного миром человеческого общества, «цивилизацией». По мысли Лермонтова возврат к дикой природе закрыт для человека, как путь обретения свободы, утраченных лучших человеческих качеств. Итак, мечте Мцыри не суждено было сбыться. Едва «блаженство вольности познав», он завершил свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но герой не жалел о случившемся. Эти дни он жил настоящей, свободной жизнью. Ведь Мцыри — «цветок темничный», на котором «тюрьма оставила печать», поэтому он не выдерживает испытаний. Природа — это не только прекрасный мир, но и грозная сила, постигать которую непросто. Интересно то, что все эти три дня «вольности» между Мцыри и природой не было посредника. В своих несчастьях он не призывает Бога, стремится преодолеть их сам.
Мцыри умирает. Он просит перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет…
В эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа — единственный друг и брат.
Три дня Мцыри провел на воле, пытаясь постичь природу. Именно эти три дня раскрыли внутренний мир героя, помогли понять его замыслы, стремления, мечты. Он сам обнаруживает в себе чувства, ранее ему неведомые: восторг перед природой, ее вольной, прекрасной стихией, ярость битвы, страсть любви.
Природа — великий учитель. Никакие искусственные преграды не смогли и не смогут уничтожить то, что она заложила в человеке. Никакие стены не остановили и не остановят стремление познавать мир, слиться с природой, ощутить себя таким же свободным, как она сама. Лучшее подтверждение тому — жизнь Мцыри.