Настасья Филипповна — одна из главных героинь романа Ф. М. Достоевского «Идиот». В ее образе переплетаются две линии, из которых одна сводится к формуле «гордая красавица», а другая — к формуле «оскорбленное сердце». В семилетнем возрасте героиня осиротела и воспитывалась в деревне богатого помещика Тонкого, который, когда ей минуло...
Бунт Раскольникова против мира зла и насилия
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был создан в 1866 году. Это было время реформ, на смену старым «хозяевам жизни» стали приходить новые — буржуазные дельцы-предприниматели. И Достоевский, как писатель, тонко чувствовавший все изменения в обществе, в своем романе поднимает те злободневные для русского общества проблемы, которые волновали...
Добро и зло в понимании и изображении Достоевского
Христос затем и приходил, чтобы человечество узнало, что и его земная природа, дух человеческий может явиться в таком небесном блеске, на самом деле, во плоти, а не то что в одной мечте и в идеале, — что это и естественно и возможно. Ф. Достоевский Творчество Ф. М. Достоевского сосредоточено...
Гордый человек в произведениях Ф. М. Достоевского
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский Федор Михайлович Достоевский считал, что каждому человеку присуще творить. Пока он будет жить, он будет творить, выражать себя. И...
Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Мимо меня по улице шел «маленький» человек. Не маленький ростом, а человек забитый, тихий, бедно одетый. Обращу ли я на него внимание? Вряд ли. «Что в нем интересного?» — подумаю я, и так подумает, возможно, каждый из нас. А что же интересного нашел в «маленьком» человеке Достоевский? А до...
Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но кто из них кто — не всегда отличишь с первого взгляда. Самопожертвование, благородство — вот что всегда ценилось в людях. Но ценим мы лишь благородных рыцарей на белых конях. А что же простые люди? Неужели нет в них...
Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» несет в себе огромный философский смысл, на который нас наводит главный герой произведения Родион Раскольников. Но для того чтобы полностью понять, почему именно этот молодой человек стал неотъемлемой частью данного творения, мы должны ответить на ряд вопросов, связанных с ним. Постепенно вся...
Разговор Раскольникова с Соней (анализ эпизода из главы 4 части 4 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Роман Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа — Родиона Раскольникова — никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, анализирующий свои мысли и поступки, всегда готовый прийти на помощь другим. Придавленный бедностью и озлобленный своим бессилием, Раскольников решается на преступление....
Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Все уровни организации художественного текста «Преступления и наказания» подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Раскольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых занимает сам герой. Роман проникнут символикой. Многие исследователи обращали...
Двойники и антиподы Раскольникова
Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж — носитель этой идеи. Так, в центре романа «Преступление и наказание» — Раскольников и его «наполеоновская» теория о делении людей на два разряда и о...
Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Родион Романович Раскольников, молодой человек,...
Образ времени в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 60-е годы XIX века во время формирования нового буржуазного общества. Это был очень тяжелый период в истории нашей страны. Ожидание возрождения России после отмены крепостного права сменилось разочарованием. С особой очевидностью стала видна несправедливость общественного устройства жизни. Именно в...
Двойники Раскольникова
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это психологический, философский и криминальный роман, в основе которого лежит преступление. Но в этом произведении автор также затрагивает такие темы, как милосердие, самопожертвование, пьянство и его причины, говорит о влиянии условий жизни на человека. Перед нами возникает Петербург, недавно вступивший в...
Анализ эпизода смерти Катерины Ивановны (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Эпизод смерти Катерины Ивановны Мармеладовой завершает пятую, предпоследнюю часть романа «Преступление и наказание». Начинается эпизод со сцены помешательства Мармеладовой на мосту («На канаве, не очень далеко от моста…») и заканчивается вместе с главой. Композиционное расположение эпизода смерти чрезвычайно важно. Вспомним, что перед ним идет решающий, имеющий поворотное значение в...
Психологизм Достоевского
Федор Михайлович Достоевский — выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе «Преступление и наказание» во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога. В своем произведении автор хотел показать не какое-то банальное преступление, а чувства, мысли, переживания человека, совершившего преступление, выявить причины злодеяния. Этот роман не детектив, а глубоко философское...
В чем своеобразие художественной манеры Ф. М. Достоевского?
Человек — вот тайна, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком… Ф. М. Достоевский Все творчество Достоевского — это художественные исследования человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского — это человек, потерявший...
Кто из действующих лиц романа меня заинтересовал? (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»)
Из действующих лиц романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» меня заинтересовал Петр Петрович Лужин — надворный советник. Ему сорок пять лет, «человек он благонадежный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал». Он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Когда Лужин знакомится с Дуней Раскольниковой, он...
Образ князя Мышкина
(По роману Ф. М. Достоевского «Идиот») «По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых Достоевским, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не-непосредственных, а...
Между Богом и Дьяволом (По произведениям Ф. М. Достоевского)
Романы Федора Достоевского поведали человечеству о великих битвах за сердца и души людей, о поисках и падениях, об отречениях и обретениях путей к истине, добру, красоте через муки и заблуждения лжеидей лжепророков, через страдания душевные, через путаницу понятий, шаткость идейных устоев, к царству справедливости на земле, мечта о котором...
«Подпольный человек» в повести Ф. М. Достоевского «Записки из подполья»
В повести «Записки из подполья» Ф. М. Достоевский поставил важный вопрос о взаимоотношениях отдельной личности и окружающего мира. Писатель выражает свои мысли и чувства по этому поводу от лица подпольного человека, не называя даже его имени. Такой художественный прием говорит о собирательном образе, автор описывает не конкретного героя, а...