Никитин Иван Саввич — известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г. в
Воронеже, в семье мещанина, торговца свечами. В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и проявлять свой крутой характер. Под влиянием его пьянства и деспотизма начала пить и мать Никитина. В доме создалась крайне тяжелая атмосфера, и Никитин совсем забросил занятия. В 1843 г. он был уволен «по малоуспешности, по причине нехождения в класс». Но, обращая мало внимания на учебные занятия, Никитин в семинарии горячо отдался чтению. Полюбившему литературу, увлеченному Белинским, наполненному высокими стремлениями и поэтическими грезами, Никитину пришлось тотчас же после выхода из семинарии окунуться в самую тяжелую житейскую прозу и засесть за прилавок в свечной лавке отца. В это время тот стал пить еще более. Его дом, свечной завод и лавка были проданы. На вырученные деньги отец Никитина завел постоялый двор. Никитин стал там хозяйничать, сам выполняя все обязанности дворника. Несмотря на тяжелую жизненную обстановку, Никитин не опустился духовно. Окруженный средой, которая не могла понять его, он замкнулся в самом себе. В ноябре 1853 г. Никитин послал три стихотворения в «Воронежские Губернские Ведомости». Одно из них — патриотическое «Русь» — доставило поэту популярность в Воронеже. Стоявшие тогда во главе «Воронежских Губернских Ведомостей» Н. И. Второв и К. О. Александров-Дольник, приняли живое участие в Никитине и ввели его в группировавшийся около них кружок местной интеллигенции. С 1854 г. стихотворения Никитина стали появляться в «Москвитянине», «Отечественных Записках», «Библиотеке для чтения». Печать отнеслась к поэту очень сочувственно. Успех, масса новых впечатлений, теплое, дружеское отношение Второва и членов его кружка, ободряюще подействовали на Никитина, отчужденность и нелюдимость пропали, он был настроен бодро, много работал. Но жизнерадостное настроение омрачалось расстройством здоровья. В 1856 г. появился сборник стихотворений Никитина, к которому критика отнеслась холодно или отрицательно. Наиболее отрицательно отозвался о сборнике Чернышевский в «Современнике». Выступив на литературное поприще, Никитин не переменил жизненной обстановки, продолжая и после 1853 г. содержать постоялый двор. Отец его продолжал пить, но семейные отношения в 1854 — 56 годы несколько улучшились; обстановка постоялого двора теперь уже не так угнетала поэта, вращавшегося в кругу искренне расположенных к нему интеллигентных людей. В 1854 — 56 годы Никитин серьезно работал над своим самообразованием, много читал, занялся изучением французского языка. После отъезда в 1857 г. из Воронежа Второва, который стал самым близким другом Никитина, и после распадения Второвского кружка поэт с чрезвычайной остротой почувствовал вновь тяжесть жизненной и семейной обстановки, пессимистическое настроение с большей силой захватило его, творческое возбуждение сменилось резким упадком творческих сил, сомнением в своем даровании. В 1858 г. вышла большая поэма Никитина — «Кулак». Критика встретила «Кулака» очень сочувственно; с большой похвалой отнесся к поэме между прочим Добролюбов; такой же успех «Кулак» имел и у публики: менее чем через год после его выхода он уже разошелся, принеся Никитину довольно значительный доход. Несмотря на угнетенное настроение и болезненное состояние Никитин в 1857 — 58 годы по-прежнему продолжал внимательно следить за русской литературой, знакомиться с иностранной, читая Купера, Шекспира, Гюго, Гете, Шенье, стал заниматься немецким языком, переводя Шиллера и Гейне. В 1857 — 58 годы поэт сотрудничал в «Отечественных Записках» и «Русской Беседе». При содействии В. А. Кокорева, давшего Никитину взаймы 3000 р., он открыл в 1859 г. книжный магазин и библиотеку для чтения. В 1859 г. Никитин выпустил новый сборник стихотворений, встреченный критикой гораздо холоднее, чем «Кулак». Весь 1859 г. поэт проболел; небольшое улучшение здоровья чередовалось с ухудшением. Сначала 1860 г. его здоровье стало поправляться, настроение сделалось более жизнерадостным, литературная производительность поднялась, интерес к общественной жизни снова повысился. Летом 1860 г. поэт побывал в Москве и Петрограде. Книжная торговля Никитина шла довольно успешно. Во второй половине 1860 г. Никитин чувствовал себя хорошо, много работал, написал большое прозаическое произведение «Дневник семинариста», напечатанный в «Воронежской Беседе на 1861 г.» и вызвавший сочувственные отзывы критики. Расстроившееся к концу 1861 г. здоровье Никитина к началу 1861 г. снова улучшилось, наступил опять подъем сил. Он принимает деятельное участие в собраниях сгруппировавшегося около М. Ф. Де-Пуле кружка, в местной культурной работе, в организации в Воронеже общества распространения грамотности и в учреждении воскресных школ. В 1859 — 1861 годы Никитин помещал свои произведения в «Отечественных Записках», «Народном Чтении», «Русском Слове» и «Воронежской Беседе». В мае 1861 г. Никитин сильно простудился. Эта простуда, обострив туберкулезный процесс, оказалась роковой. За все время продолжительной болезни поэт испытывал самые тяжелые физические страдания. К ним прибавились нравственные, причиной которых был отец, продолжавший, несмотря на тяжелую болезнь сына, вести прежний образ жизни. Скончался Никитин 16 октября 1861 г. Самые ранние, из сохранившихся произведений Никитина, относятся к 1849 г. Обособленность и сосредоточенность, развитые тяжелыми жизненными условиями, наложили отпечаток на творчество Никитина 1849 — 1853 годов. Его поэтическая сфера была ограничена; он, главным образом, вращался в области личных переживаний, окружающая жизнь привлекала мало внимания. Игнорируя ее, поэт иногда рисовал то, чего никогда не видел, например, море («Ночь на берегу моря», «На западе солнце пылает», «Когда Невы, окованной гранитом…»). В поэзии Никитин за этот период времени ярко проявились стремление осмыслить жизнь, чувство неудовлетворенности ею, страдание от несоответствия ее с мечтами и стремлениями; успокоение поэту давали природа и религия, которые примиряли его на время с жизнью («Поле», «Вечер», «Когда закат прощальными лучами…», «Когда один, в минуты размышленья…», «Новый Завет» и др.). Но Никитин все-таки в 1849 — 1853 годы не замкнулся всецело в сфере личных ощущений и переживаний, в его творчестве этого времени уже заметны зачатки интереса к окружающей жизни, народу, уже звучат общественные мотивы («Тишина ночи», «Оставь печальный твой рассказ», «Певцу», «Мщение», «Нужда»). Никитин еще не разобрался тогда в общественных вопросах, был казенно-патриотически настроен («Русь»), но уже видел зло в общественной жизни, негодовал на него, возмущался, уже призывал поэта бороться с ним («Оставь печальный твой рассказ…», «Певцу»). В 1849 — 1853 годы Никитин находился всецело во власти литературных влияний. Наиболее сильно было влияние Кольцова, особенно в отношении формы («Весна на степи», «Русь», «Жизнь и смерть», «Успокоение», «Песня», «Наследство» и др.). Никитин прекрасно овладел Кольцовской формой и стихом, и некоторые его стихотворения в этом отношении не уступают Кольцову («Весна на степи», «Русь»). Наряду с влиянием Кольцова, в поэзии Никитина 1849 — 1853 годов обнаруживается влияние Лермонтова («Ключ», «Когда закат прощальными лучами…», «Юг и Север», «Засохшая береза», «Я помню счастливые годы…», «Наскучив роскошью блистательных забав…» и др.), Пушкина («Лес», «Война за веру» и др.) и др. поэтов. Воздействие литературных источников сильно проявляется в мыслях и идеях, высказываемых Никитиным в стихотворениях с философским элементом, которые занимали довольно видное место в его поэзии 1849 — 1853 годов. В этих стихотворениях много искусственности, риторики («Дума», «Развалины», «Кладбище», «Наскучив роскошью блистательных забав…» и др.). Личные переживания играют видную роль в творчестве Никитина и после 1853 г., но наряду с ними, обнаруживается большой интерес поэта к окружающей жизни, к народному и мещанскому быту и психологии. После 1853 г. в поэзии Никитина стали также проявляться в известной степени местный колорит, этнографический элемент, интерес к истории местного края. Казенно-патриотическое настроение, захватившее Никитина еще до 1854 г., проявляется и после («Новая борьба», «Донцам», «Уж как был молодец…», «На взятие Карса»), но к 1856 г. оставляет поэта. Религиозная настроенность, обнаруживающаяся в творчестве Никитина 1849 — 1953 годов, довольно сильно проявилась в 1854 г. («Моление о Чаше», «Сладость молитвы», «С. В. Чистяковой»), но потом пропала. В поэзии Никитина в 1854 — 1856 г., так же, как и прежде, видно влияние других поэтов: Кольцова («Измена», «Не широк мой двор…», «Бобыль», «Уж как был молодец…», «Отвяжися, тоска…», «У кого нет думы…»), Лермонтова («Друг»), Пушкина («Кулак», «Новая борьба») и др., но в гораздо меньшей степени, чем ранее, все более обнаруживается стремление пойти своей дорогой. Изучение рукописных текстов Никитина, сохранившихся о нем материалов с несомненностью устанавливает, что в его творчестве 1854 — 1856 годов большую роль сыграло влияние Второва и членов его кружка. К 1857 г. Никитин уже вполне определился как поэт. В его поэзии после этого года общественные мотивы занимали видное место, но не исчерпывали всего ее содержания, он по-прежнему уделял значительное внимание личным переживаниям и природе; общественный элемент не подавил художественного. Развивавшиеся постепенно поэтические силы Никитина к 1861 г. стали пышно расцветать, но смерть прервала этот расцвет; они не успели обнаружиться вполне. Никитин не выявил всех таившихся в нем возможностей. Наиболее значительное место в поэзии Никитина занимают стихотворения, посвященные обрисовке народного быта. В них ярко выразилась самая искренняя, глубокая любовь к народу, горячее сочувствие его тяжелой доле, страстное желание улучшения его положения. Но вместе с тем Никитин трезво смотрел на народ, не идеализировал его, рисовал его правдиво, не замалчивая темных сторон, отрицательных черт народного характера, например, грубости, семейного деспотизма («Упрямый отец», «Порча», «Дележ» и др.). Никитин был в полном смысле слова городской житель; хотя он и бывал в окрестностях Воронежа, но гостил в имениях помещиков; в настоящей деревне, среди крестьян, в условиях их быта он никогда не жил. Материал для обрисовки народного быта и психологии давали Никитину, главным образом, извозчики, останавливавшиеся на его постоялом дворе, и вообще приезжие в Воронеж крестьяне. Ограниченность поля наблюдения народной жизни сказалась в поэзии Никитина, он не нарисовал широкой, всеобъемлющей картины жизни народа, не выявил во всей полноте и многообразии народной психологии, но дал ряд хотя и разрозненных, отрывочных, но живых картин, в которых правдиво обрисованы социально-экономическое положение народа, народные печали и скорби, некоторые стороны народного быта, верно подмечены характерные черты народной психологии и нравов («Мщение», «Старик-другоженец», «Ссора», «Жена ямщика», «Упрямый отец», «Купец на пчельнике», «Бурлак», «Порча» («Болезнь»), «Рассказ крестьянки», «Дележ», «Выезд ямщика», «Староста», «Полночь», «Темно в горенке…», «Нищий», «Деревенский бедняк», «Пряха», «Ехал из ярмарки ухарь-купец…», «Мертвое тело», «Старый слуга», «За прялкой баба в поняве сидит…»). Наряду с крестьянством, Никитин уделил значительное внимание мещанству, посвятив ему поэму «Кулак». Она слишком растянута, некоторые типы обрисованы бледно, но герой поэмы — мещанин-кулак, очерчен прекрасно, дана верная и яркая характеристика мещанства, его психологии. В развитии общественного элемента в творчестве Никитина известную роль сыграл Некрасов, но его влияние не являлось той главной силой, которая дала направление поэзии Никитина, определила ее, и в общем не было очень значительным. Несмотря на сходство мотивов и настроений, в ней почти отсутствуют такие характерные черты Некрасовской музы, как сатира и ирония. (Восторженное поклонение Некрасову, увлечение его поэзией в 1857 г. сменилось в Никитине в 1960 г. резко отрицательным отношение к нему, выразившимся в стихотворении «Поэту-обличителю».) Поэт-общественник, Никитин дал несколько стихотворений, которые высоко стоят по искренности, глубине общественных чувств, по силе гражданской скорби, творческого подъема («Разговоры», «Опять знакомые виденья!..», «Постыдно гибнет наше время!..»). В изображении субъективных переживаний Никитину удавалось достигать большой прочувствованности, силы и красоты, как, например, в знаменитом стихотворении «Вырыта заступом яма глубокая…», которое не только является лучшим созданием поэта, но и принадлежит к наиболее замечательным и трогательным произведениям русской поэзии. Никитин с детства полюбил природу, умел слиться с ней, чувствовать ее душу, различать оттенки ее красок и дал ряд прекрасных и ярких ее картин, в которых проявил себя талантливым пейзажистом («Вечер после дождя», «Буря», «Утро», «19 октября», «Рассыпались звезды, дрожат и горят…», «Смеркает день. В бору темнеет…», «В темной чаще замолк соловей…», «Помнишь? — с алыми краями…» и др.). «Дневник семинариста», оставшийся единственной попыткой Никитина попробовать свою силу в художественной прозе, показывает, что в этой области он мог бы занять видное место среди современных ему бытописателей-реалистов. «Дневник семинариста», напечатанный ранее знаменитых «Очерков бурсы» Помяловского, имел для своего времени большое общественное значение: Никитин осветил почти незатронутую тогда еще область. Творчество Никитина тесно связано с его жизнью и личностью, в нем много автобиографического элемента. Тяжелая, мрачная, лишь с небольшими и немногими просветами, жизнь Никитина, часто обострявшаяся и мучившая его болезнь наложили глубокий отпечаток на его творчество: в нем преобладают печальные тона, красной нитью проходят глубокая тоска и скорбь («Еще один потухший день…», «Я помню счастливые годы…», «С суровой долей я рано подружился…», «В лесу», «В саду», «Лампадка», «Незаменимая, бесценная утрата!..», «Детство веселое, детские грезы…», «Бедная молодость, дни невеселые…», «Вырыта заступом яма глубокая…» и др.). Источником скорби Никитина были не одни только личные жизненные условия, но и вся окружающая жизнь с ее непримиримыми социальными контрастами, с ее злом, ужасом и человеческими страданиями. Наряду с печалью и скорбью, другими характерными чертами поэзии Никитина являются: простота, искренность, прочувствованность, гуманность и драматизм. По своим художественным достоинствам произведения Никитина очень неравноценны: среди его стихотворений, особенно до 1854 г., есть довольно много слабых, являющихся скорее прозой, выраженной стихами, чем поэзией, но, наряду с этим, у него есть ряд стихотворений, облеченных в изящную художественную форму, полных поэтического чувства, написанных красивыми музыкальными стихами. В общем, Никитин по своему художественному дарованию не был очень крупной величиной, но его поэзия высоко стоит по проникающему ее гуманизму, по глубокой искренности, прочувствованности и высоте душевной настроенности. Эта сторона поэзии Никитина привлекла к нему общественные симпатии, создала широкую популярность: его сочинения выдержали много изданий, разошлись в громадном количестве экземпляров. — См.: Полное собрание сочинений и писем Никитина, под ред. А. Г. Фомина (3 т., Санкт-Петербург, 1913 — 15; 4 т. еще не вышел); под ред. М. О. Гершензона (М., 1912; 3-е изд., М., 1913); под ред. С. М. Городецкого (2 т., Санкт-Петербург, 1912 — 13); А. В. Дружинин «Сочинения» (т. VII, Санкт-Петербург, 1865); Н. Г. Чернышевский «Сочинения» (т. II, Санкт-Петербург, 1906); Н. А. Добролюбов «Сочинения» (под ред. М. К. Лемке, т. II и IV, Санкт-Петербург, 1912); М. Ф. Де-Пуле «Биография Никитина», приложение к 1 — 13 изд. его сочинений (Воронеж — М., 1869 — 1910); Ф. Е. Сивицкий «Никитин, его жизнь и литературная деятельность» (Санкт-Петербург, 1893); Н. К. Михайловский «Сочинения» (т. IV, Санкт-Петербург, 1897; 4-е изд., Санкт-Петербург, 1909); И. И. Иванов «Новая культурная сила» (Санкт-Петербург, 1901); Я. К. Грот «Труды» (т. III, Санкт-Петербург, 1901); В. И. Покровский «Никитин, его жизнь и сочинения» (Сборник статей, М., 1910); «История русской литературы XIX в.», под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского (т. III, М., 1911; статья Всев. Е. Чешихина); А. М. Путинцев «Этюды о жизни и творчестве Никитина» (Воронеж, 1912). Литература о Никитине указана в «Материалах для библиографии о Никитине и его сочинениях» А. М. Путинцева («Ученые Записки Юрьевского университета», 1906, кн. II, и отдельно, Юрьев, 1906); статья А. Г. Фомина в «Русском биографическом словаре», Санкт-Петербург, 1914, и редактированном им издании «Сочинения» Никитина.