Анализ стихотворения «Поэт»
Стихотворение «Поэт» написано гениальным русским поэтом М. Ю. Лермонтовым в 1838 году. Эпоха Лермонтова — это тридцатые годы 19-го века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов. Лермонтов как истинный поэт не мог это принять. Поэтому многие стихи, относящиеся к гражданской лирике, наполнены горечью, сожалением, протестом. Особенно ярко чувства поэта отражены в стихотворении «Поэт».
Основная тема стихотворения — мысль о высоком, гражданском служении поэзии и поэта. Эта тема является традиционной для мировой литературы. Кроме того, современное общество, духовно опустошенное, не оставлено вниманием Лермонтова.
Данное стихотворение композиционно и по смыслу разделено на две части. Первая часть — развернутая метафора, в которой кинжал сравнивается с поэтом, вторая посвящена изображению поэта в современном обществе.
Во вступлении автор описывает кинжал. Он использует такие эпитеты, как «надежный», «без порока», чтобы показать, что кинжал верно служил своему хозяину. Он предназначался человеком для отважных битв, служил грозным боевым оружием. У него была цель в существовании. В третьей строфе автор пишет об отсутствии украшений на кинжале, они были бы «чуждым и постыдным для оружия», так как его украшали его деяния.
В чуждых руках кинжал теряет свое предназначение. Эпитет «родных» подчеркивает абсолютное одиночество, бесцельность его существования. Автор называет клинок «бедный», то есть несчастный, так как он потерял достойного хозяина и поэтому не может больше исполнять свое предназначение. Кинжал становится «бесславной » и «безвредной» «игрушкой». Автор подчеркивает бесполезность кинжала, написав, что «никто…его не чистит, не ласкает, и надписи его, молясь перед зарей, никто…не читает».
Вторая часть стихотворения посвящена размышлениям лирического героя о судьбе поэта, его роли в обществе, о назначении поэзии. Мотив осуждения поколения 30 — х годов звучит уже в самом начале 2-ой части. Автор характеризует свой век ярким эпитетом «изнеженный». Лирический герой с горечью рисует картину современного общества, в котором поэзия утратила свое божественное предназначение, тогда как в прошлом она обладала огромной властью, значительным влиянием на умы и сердца людей. Употребление слов высокого стиля «злато» и «благоговенье» подчеркивает торжественную интонацию размышляющего о значительных переменах в жизни общества, стремящегося к философский обобщениям.
Вспоминая о былых временах, лирический герой говорит о неотделимости поэзии от жизни народа: она пробуждала в людях лучшие чувства, делала людей благороднее, сильнее. Ряд сравнений (поэзия «как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы») позволяет автору ярко показать необходимость поэзии в обществе. Третье сравнение(«как Божий дух») усиливает впечатление, указывает на божественное предназначение поэзии, а четвертое сравнение поэзии с «вечевым колоколом» подчеркивает огромную роль поэзии в жизни народа: именно она формирует дух народа, его единство «во дни торжеств и бед народных».
Изображая современный мир, автор противопоставляет его славному прошлому. Союз «но» в начале строфы контрастное изображение: простота и гордость языка поэзии оказывается противопоставлена новым ценностям нового поколения — «блесткам и обманам». Используя развернутое сравнение современного мира с «престарелой красавицей», стремящейся приукрасить себя, «морщины прятать под румяны», автор приходит к парадоксальному выводу: на самом деле, новое поколение молодых людей — старики, потому что им свойственно равнодушие, разочарование и отсутствие высоких идеалов. Именно эта идея объясняет неоднократное употребление эпитета «ветхий» в конце стихотворения.
Стихотворение завершается страстным призывом лирического героя к поэту — пророку проснуться, преодолеть зависимость от недостойных современников, отомстить за осмеяние и презрение, восстановить честь поэзии. Именно в финале стихотворения находится истолкование метафоры «поэзия — клинок».
Стихотворение в целом очень эмоционально и выразительно, образ лирического героя, размышляющего о поэзии — образ человека гордого, дерзкого, очень смелого, готового пойти против общепринятого мнения, противопоставить себя обывательскому большинству.