Николай Степанович Гумилев, русский поэт Серебряного века, переводчик и литературный критик, создатель школы акмеизма, родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте.
Стихотворение «Слоненок», написанное в 1920 году, входит в последнюю прижизненную и, по мнению многих исследователей, лучшую книгу Гумилева — «Огненный столп», изданную в 1921 году после смерти поэта и посвященную второй жене Анне Николаевне Гумилевой (Энгельгардт). В этом сборнике остро ощущается одиночество и потерянность, разлад души и тела, противоречивость сознания поэта. Позднее творчество отличается таинственностью, он тяготеет к философской аллегории, объединению реального и предчувствуемого. Внимание поэта акцентируется на внутреннем состоянии человека, тайнах его духовной жизни.
Повествование в стихотворении ведется от первого лица, на это указывает притяжательное местоимение «моя». Субъектная форма выражения авторского сознания в стихотворении диалогическая, так как автор обращается к своей собеседнице на «ты», называет ее «милая», «нежная».
В название вынесено понятие, являющееся образом сопоставления в метафорах, на которых строится данное стихотворение, где основанием сопоставления выступает любовь. В основе стихотворения лежит мотив метаморфозы, любовь у автора превращается в слоненка.
Главная тема произведения — любовь: она не может существовать в изолированном пространстве, она рождается и живет на Земле. Но окружающий героя мир жесток и циничен: здесь любовь всего лишь предмет для «посмеянья черни». «Любовь-слоненок» топает «ватными ступнями по комнатам хозяина зверинца», ей «в нос…пускают дым сигары приказчики под хохот мидинеток». Гумилев сознательно из толпы глазеющих, надсмехающихся выделяет продажных людей — мидинеток и приказчиков: они даны на противопоставлении его верной преданной любви. В стихотворении представлен пафос романтики.
Как было сказано выше, в стихотворении присутствует образная связь, выраженная сравнением — любовь это слоненок. В лирических стихотворениях разных поэтов существуют самые различные образные представления любви. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Любовь», где это чувство метафоризируется и предстает то в облике змейки, свернувшейся клубком, то в образе голубки, то в образе скрипки. Но образ любви-слоненка, топающего ватными ступнями по комнатам хозяина зверинца, любящего сладкое (дольку мандарина, кусочек сахару или конфету), способного разорвать цепи и побежать по улицам, а также способного предстать во сне в парче и меди, в страусовых перьях, является необычным и ярким, он выпадает из поэтической традиции. Помимо этого сравнения имеются еще несколько:
…И побежит по улицам и будет,
Как автобус, давить людей вопящих.
——
…Как тот, Великолепный, что когда-то
Нес к трепетному Риму Ганнибала.
Второе сравнение символично и одновременно является аллегорией. Поэт сравнивает свою любовь с Великолепным, слоном, который когда-то нес на своей спине Ганнибала — карфагенского полководца, жившего в 247 или 246-183 до нашей эры. Он дал себе клятву покорять всю свою жизнь Рим, при этом опалив руку над пламенем. После ряда удач во второй Пунической войне был побежден римлянами. И когда завоеватели окружили его дом, он выпил яд. Такова и любовь героя: она не сломается от заточения в «тесной клетке», а станет только сильнее и прекраснее: слон Великолепный изображен «в парче и меди, в страусовых перьях».
Три подряд идущие строфы начинаются с частицы «не» — это пример повтора.
Не предлагай ему французских булок…
—
Не плачь, о нежная, что в тесной клетке…
—
Не думай, милая, что день настанет…
Также здесь есть анафора, разновидность повтора:
Не предлагай ему французских булок,
Не предлагай ему кочней капустных…
Стихотворение состоит из пяти строф; написано пятистопным ямбом. Рифмовка отсутствует, но есть определенный ритм, из чего можно сделать вывод, что это белый стих.
Из языковых особенностей произведения можно выделить просторечия «взбесившись», «вопящих»; народно-разговорное слово «кочней» (кочан-кочень капусты).
Произведение написано в медитативно-лирическом стиле, что позволяет отнести его к жанру элегии.
Анализируемое стихотворение принадлежит акмеизму.
В стихотворении Николая Степановича Гумилева выражено чувство любви к своей второй жене Анне Гумилевой (Энгельгардт). Любовь героя взаимная, счастливая. Возлюбленная переживает за героя, думает, что в мире жестокости, разврата он не выдержит — исчезнет его нежность, ласковость, а вместе с ними и сама любовь; она боится, что «день настанет, когда, взбесившись, разорвет он цепи, и побежит по улицам, и будет, как автобус, давить людей вопящих». Но герой успокаивает любимую, уверяя в том, что, несмотря ни на что, вопреки толпе, он останется прежним, а может быть, даже будет любить еще сильнее. На протяжении всего стихотворения, происходит движение от беззащитности героя к невероятной силе и стойкости характера: трудности только закаляют его. Такая любовь победит любого врага («трепетный Рим»; трепетный — охваченный душевным трепетом, волнением!), ей не страшны никакие препятствия.