Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»

Роман «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака нашел своего читателя не так давно, ибо советские чиновники долгое время считали его запретным. Даже Константин Симонов однажды сказал: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!»
О чем же повествует роман «Доктор Живаго»? В произведении речь идет о представителе интеллигенции — Юрии Андреевиче Живаго, Рассказывается о судьбе этого человека, который, против своей воли, был втянут в события революции:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы…
Юрий Живаго очень неоднозначно относится

к революции и гражданской войне. На мой взгляд, это собирательный образ русского интеллигента. Особенностью романа является широта поднимаемых в произведении проблем. Можно выделить общественную проблематику «Доктора Живаго». Здесь речь идет о революции, о власти, репрессиях, о нравственных ценностях общества. Не следует забывать и о проблемах личностного характера: любви, ненависти, расставания, душевного раскола. Конечно же, отдельно Пастернака волнуют вопросы творчества.
Октябрьская революция воспринимается писателем как своеобразный катаклизм: «Так было уже несколько раз в истории. Задуманное идеально,
возвышенно, — грубело, овеществлялось. Так Греция стала Римом, так русское просвещение стало русской революцией».
Для Живаго жизнь без родной земли подобна смерти. Он прекрасно чувствует связь с Россией, душа которой так же полна противоречий, как и его собственная. Эта мысль только усиливает страдания Юрия Живаго: «… Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никак нельзя предвидеть!…» Удивительная характеристика! В ней слились воедино и любовь, и боль, и пренебрежение.
Отличительной чертой романа является многосторонность и многогранность поднимаемых в «Докторе Живаго» проблем. Следует говорить об объективности писателя в создании картин революции и гражданской войны.
Интересным в романе можно считать и стихи Юрия Живаго, которые Борис Пастернак помещает после эпилога. Подобный прием придает произведению большую жизненность и глубже раскрывает внутренний мир героя.
В стихах, кроме всего вышесказанного, отразилось и пастернаковское определение творчества. Его символом становится зажженная свеча:
И все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…
Важно отметить, что изначально писатель хотел назвать свой роман «Свеча горела». Почему же автор отказался от этого варианта? Возможно, потому, что в таком случае идея романа была бы «на поверхности» и, естественно, не нужно было бы особо вчитываться и вдумываться в роман.
Я думаю, что сам роман и стихи Юрия Живаго в одинаковой степени талантливы. Безусловно, можно говорить об автобиографичности этого произведения. Пастернак и в прозе остается лириком. Очень интересно то, что сам Пастернак внутренне во многом схож со своим героем. Д. С. Лихачев говорил: «Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака… Это духовная автобиография…» Я думаю, с этим трудно не согласиться.
Что же касается языка романа, то Пастернак не придумывает ничего нового, а продолжает традиции классической литературы. Он во многом полагается на классику, и, в то же время, переосмысливает Толстого, Достоевского и многих других писателей 19 — начала 20 веков.
Мне кажется, что Пастернаку удалось мастерски показать всю противоречивость судьбы России в начале 20 века. Причем, это общее передается через частное — судьбы интеллигенции. Такой прием заставляет читателя задуматься, проанализировать события той реальности, в которой живут герои, и понять всю сложность становления личности в такой непростой обстановке.



spacer
Художественное своеобразие романа «Доктор Живаго»