В 1835 году Н. В. Гоголь начал работать над поэмой «Мертвые души». Первоначально идея Гоголя-«показать хотя бы с одного бока всю Русь» постепенно перерастает в замысел, автор начинает:»Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Герцен говорил:» Мертвые души» потрясли всю Россию.
В этом произведении дана широкая и правдивая картина русской жизни 20-30х годов прошлого века. Губернский город, в котором властвует губернатор, чиновники и купцы, помещичьи усадьбы, куда наведывался Чичиков в поисках » мертвых душ», крепостная деревня, столица с ее министрами и генералами — таков социальный фон поэм.
Своим содержанием поэма отрицала злой и подлый мир «Мертвых душ» рабовладельцев и царских чиновников. Гоголь, как в зеркале, отразил всю омерзительную сущность дворянско-бюрократического строя с его полицейскими порядками, моралью крепостников и помещичьим произволом.
Сюжету » Мертвых душ» противостоит в поэме лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Как только он переходит от помещиков и чиновников, от болтунов и наглых генералов к людям из народа, к образам и темам народной жизни, к мечте о будущем России, резко меняется сам тон авторской речи.
В ней появляются и грустные раздумья, и мягкая шутка, и, наконец, неподдельное лирическое воодушевление.
В поэме «Мертвые души» автор выступает как патриот, в котором нашла вера в будущее, где не будет никаких Собакевичей и Чичиковых. Писатель выразил глубокую надежду в том, что Россия поднимется к величине и славе.
За странным миром помещичьей России Гоголь чувствовал живую душу народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его смелости, о любви к свободной жизни. В этом отношении глубокий смысл имеют вложенные в уста Чичикова рассуждения о крепостных и беглых крестьянах.
Образ Родины Н. В. Гоголь изобразил реально. Крепостное право тормозило развитие России. Автор в мечтах видел Россию другой. Образ птицы-тройки — это символ могущества его Родины. Ей принадлежит главная роль в мировом развитии.»Мертвые души» — это энциклопедия жизни крепостной Рси. Белинский писал: » Гоголь первый взглянул смело на русскую действительность» Что же несут эти дворяне-хозяйство жизни? Ничего! О них не пожалеет Россия. Если бы у нас не было таких людей-выдающихся мастеров слова, как Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, то чтобы мы знали о жизни русского народа в девятнадцатом веке. Их гражданский подвиг состоял в том, что они, любя Россию, не побоялись показать» темные стороны» русского общества.