Роман И. А. Гончарова «Обломов» рисует всестороннюю картину современного писателю русского общества. Автор показывает его важнейшие стороны — социальную, философскую, нравственную.
На смену патриархальному укладу в России пришел европейский капитализм с совершенно новой для русского человека психологией и философией. Душевное тепло, спокойствие, уют и размеренность постепенно уходят на второй план, опасными становятся инерция, лень, надежда на «авось». В новых условиях «находит себя» тот, кто активен, смел, решителен; кто знает, чего он хочет, и добивается этого. И на первый план здесь выходит разум, а не чувство, нередко преобладает холодный эгоизм и даже цинизм.
Представителями этих двух противоположных философий в романе являются Обломов и Штольц. Это два близких друга, знающих друг друга с детства. Они получили одинаковое образование — учились в одной школе и одном университете. Больше того, в юности их интересы были близки — они мечтали об активной деятельной жизни, о насыщенном и полноценном существовании: «И сколько великолепных фейерверков пускал ты из головы!»
Однако жизнь все «расставила по своим местам». С возрастом противоречия, «разность» героев стали проявляться все с большей силой. Илья Ильич Обломов — натура нежная и кроткая. Основная потребность этого человека заключается в любви. Его жизненный идеал — существование в кругу любимой семьи и любимых друзей.
Илья Ильич любит порассуждать на отвлеченные темы — его мало привлекает житейская суета. Обломову интересны «вечные вопросы», а все то, чем увлечены его знакомые (Судьбинский, Волков, Пенкин), кажется герою никчемным, пустым, бездушным. Недаром он говорит всем этим людям: «Уйдите, вы с холоду!»
Идеал Штольца не эмоции, а действие. Все его натура — это один порыв, рывок в сторону достижения цели. И характер героя полностью подчинен этому: Андрей Иванович обладает сильной волей, самодисциплиной, энергией. Кажется, он успевает всюду, преуспевает во всем, однако от всей его натуры веет сухостью и даже черствостью.
Штольц обладает исключительно практическим умом, он «человек дела» и полностью посвящает себя этому. Отвлеченные предметы просто не интересны герою, у него вызывает уважение лишь конкретный результат.
В соответствии со своими взглядами Обломов и Штольц ведут совершенно противоположные образы жизни. Так, Обломов — это воплощенная лень, праздность, погружение в себя, даже апатия. Штольц же «бывает везде, все обо всем знает». В его приоритетах труд стоит на первом месте, тогда как Обломов труд презирает и ненавидит (это удел крепостных).
Гончаров подробно и глубоко раскрывает истоки натур своих героев — они скрыты в детстве, в воспитании Обломова и Штольца.
Илью Ильича воспитывали в условиях Обломовки — в условиях русской патриархальной среды. Герой жил в маленьком замкнутом мирке, где все было подчинено природному круговороту. Жизнь здесь текла размеренно и спокойно, как бы сама собой. Никто не прикладывал никаких усилий — все делалось так, как было заведено давным давно.
Внешнего мира обломовцы боялись, придумывали для него всякие «страшилки», которыми пугали маленького Илюшу. Вообще, барину ничего не позволялось делать самому — для этого есть крепостные. Обломова же холили, лелеяли, любили до беспамятства.
Важно, что идеал именно такой жизни герой искал всю жизнь и нашел что-то похожее в доме у Агафьи Пшеницыной.
Штольца же воспитывали в гораздо более суровых условиях. Отец-немец приучал маленького Андрея к труду, воспитывал в нем не созерцателя, а созидателя. Русская мать старалась привить сыну любовь к искусству, к прекрасному, и Штольц стал в этой области довольно образованным человеком. Однако на первом месте для него всегда было «нечто практическое», а не отвлеченные рассуждения.
Нагляднее всего различие между этими героями проявилось в их отношениях с Ольгой Ильинской. Обломов, полюбив эту девушку, полностью раскрылся, подарил ей всю любовь, на которую был способен. Под влиянием своего чувства Илья Ильич преобразился: похорошел внешне, стал активным, деятельным, начал интересоваться внешним — то, чего никогда не было. Да и Ольга была очень довольна — сознанием того, что сумела так положительно повлиять на человека.
Но страх и неуверенность Обломова, его инертность не позволили развиваться их отношениям с Ольгой. Испугавшись, Илья Ильич пишет письмо Ильинской, в котором говорит о своих сомнениях и, по сути, разрывает все отношения с героиней.
Штольц же, за которого Ольга вышла замуж, мог предложить девушке активную жизнь, полную действий и «смысла». Однако он сильно проигрывал Обломову по части чувств, эмоций. Сухой Штольц не был способен подарить Ольге душевную теплоту, ласку, сочувствие. Именно поэтому, как мне кажется, Ольге чего-то не хватало в жизни со Штольцем, что-то тревожило и мучило ее. И, возможно, в эти моменты она не раз вспоминала о «золотом сердце» Обломова.
Нужно отметить, что образы героев, их противоположность раскрыты в романе очень полно, с использованием богатого арсенала художественных средств (портрет, внутренние монологи, язык героев, их диалоги и споры, использование бытовых деталей и так далее).
Таким образом, в романе «Обломов» Гончаров нарисовал два противоположных образа, выразив, тем самым, важные противоречия современной ему эпохи. Обломов представляет в романе «традицию» — исконно русский характер и менталитет со всеми его плюсами и минусами. Штольц же — это новая эпоха в жизни страны: капитализм с его культом труда, рациональности, материального успеха. Приживется ли этот строй в России, что он принесет ей, как повлияет на русского человека, каким будет будущее страны? Именно эти вопросы, я думаю, Гончаров решал, рисуя любимого им Обломова и приглядываясь к непривычному для него Штольцу.