Время природное и время историческое в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Причины связанные с особым положением, которое занимало казачество в русской истории. Первое летописное упоминание казаков относится к 1549 году: беглые, а то и просто вольные мужики собирались в дружины, селились, как правило, на окраинных землях Руси, жили набегами на сопредельные земли, собирали дань с купцов, никому, кроме своих атаманов не подчинялись и долгое время даже не имели семей.
Таким образом, революции практически нечего было дать казакам: в большинстве своем в земле они недостатка не знали, обиженными властью себя не чувствовали — наоборот, верой и правдой готовы были ей служить. Действительно, крепостного права казаки не знали, в основном честным трудом наживали свое состояние, разве что использовали наемных работников (как, семья Коршуновых в романе), да и то многие справлялись своими силами (как семья, Мелеховых), так что ни эксплуататорами, ни эксплуатируемыми быть не могли. Все, что нужно было казаку, это возможность спокойно заниматься своим главным делом — трудиться на земле. Однако это оказалось невозможно.
Сама история казачества привела к тому, что всякий казак выступал как бы в двух ипостасях. С одной стороны, он землепашец — человек, живущий в гармонии с природой и кормящийся от ее плодов Из года в год в жизни крестьянина повторяются одни и те же события: пахота, сев, жатва и сбор урожая. Этот природой заведенный порядок заставляет человека привыкать к размеренному ритму природных циклов. Любое событие, вторгающееся в естественный порядок воспринимается как нарушение и переживается очень болезненно. Однако казак, в отличие от обычного крестьянина, готов к переменяя: военные сборы или походы отрывают его от земли, вырывают из природного цикла, погружая в стихию историческое время. Эти две ипостаси казака — земледельца и воина — и обусловили собой трагическую судьбу казачества в годы революции и Гражданской войны.
Образно говоря, столкнувшись, природное и историческое время в романе закручивается в спираль, сохраняющую признаки и повторяемости, и необратимости. Проходит эта спираль в романе через хутор Татарский. Восемь раз возвращается Григорий Мелехов в родной курень и почти всякий раз замечает перемены в укладе дома и всего хутора. По сути дела, жизнь большинства главных героев романа (Аксиньи и Натальи, Митьки Коршунова и Мишки Кошевого) представляет собой историю их ухода и возвращения назад, домой. Вернувшись, они видят перемены, исподволь подтачивающие вековой уклад казачьей жизни.