Роман «Мастер и Маргарита» — загадочное произведение начала XX века. В нем добро и зло переплетаются воедино, порой невозможно отличить элементы фантастического от реальности. Вершителем человеческих судеб здесь предстает Воланд. Он и его свита, состоящая из Азазелло, Бегемота, Фагота — Коровьева и Геллы, являются одними из главных героев романа.
Образ самого Воланда предстает перед читателями в самом начале: «…росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой». Из описания можно сделать вывод о том, что он был не похож на остальных людей (одни глаза чего стоят). В тексте прямо говорится: «Словом — иностранец». На первых страницах романа его заинтересовывает разговор Берлиоза с Бездомным о Боге. Воланда забавляет тот факт, что эти люди не только считают себя атеистами, но и пытаются вести пропаганду этой мысли. Конечно, Берлиоз на это расплатится смертью, а Иван попадет в лечебницу. После них в произведении от рук Сатаны и его свиты пострадает немало людей, а накажут их за все низменные людские пороки, а именно жадность, эгоизм, вещизм, глупость и т. д.
Также интересен образ Азазелло. Он — демон безводной пустыни, демон-убийца. Выглядит странно: маленький широкоплечий человек с огненно-рыжими волосами, торчащим изо рта клыком, когтями на руках и гнусавым голосом. Наиболее, на мой взгляд, живо его образ отражен в главе 19, а конкретно в диалоге между ним и Маргаритой, например, его фраза: «Надавать администратору по морде, или выставить дядю из дому, или подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность, но разговаривать с влюбленными женщинами — слуга покорный», как мне кажется, не требует лишних комментариев. В ней отражается вся суть его деятельности. Выполняет в романе функцию головореза.
Забавными можно назвать такого персонажа, как Бегемот. Бегемот-громадных размеров черный кот, способный превращаться в человека. Вот каким мы видим его впервые: «…на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно — жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой». Бегемот в демонологической традиции — это демон желаний желудка. В романе является чисто юмористическим персонажем, увеселяющим Воланда.
В романе также представлен портрет еще одного персонажа свиты, а именно Фагота-Коровьева: «…прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая». Он старший из подчиненных Воланду демонов, черт, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце. На его лице всегда хитрая улыбка, а шутки полны сарказма. Но Коровьев — обличитель. Он спутник Воланда. Один из «судий».
Гелла — девушка-вампир, последняя из свиты Сатаны. Про нее мало, что можно сказать. Она является служанкой. Рыжие волосы, зеленые глаза, чаще всего представлена обнаженной. Гелла красива, портит ее лишь шрам на шее. Превратила Варенуху в вампира, и они вместе пугали Римского. В последней главе ее нет с остальными героями, возможно, потому что она только вспомогательный персонаж. Действительно, о ней мало упоминалось в романе.
В таком составе представлено «зло» в романе «Мастер и Маргарита». А зло ли это? Конечно, это нельзя назвать и добром. Скорее, поступки этих героев нужно рассматривать с точки зрения справедливости и несправедливости. Я думаю, что Воланд и его свита возвращают в этот мир столь нужную ему справедливость — воздают всем по их заслугам. По сути, все выполняют в романе роль судей.