«В двадцать два года нужно было начинать третью жизнь…» (по рассказу «Гадюка» )

Итак, героиней оказалась
Сонечка Баренцева.
А. Толстой
Алексей Николаевич Толстой, пережив трагические моменты истории, отразил их в своих произведениях. Его таланту было подвластно все: как большие широкие полотна — «Хождение по мукам», «Петр Первый», так и малые формы. Рассмотрим подробно рассказ «Гадюка».
На примере жизни Ольги Вячеславовны Зотовой писатель показывает трагедию целого поколения. В ранней молодости ее опалили революция и гражданская война. Из беззаботной и нежной гимназистки перерождается она в беспощадного и выносливого бойца. «После всех происшествий от нее, казалось, остались только глаза, но горели они бессонной страстью, нетерпеливой жадностью».
Благодаря Дмитрию Васильевичу Емельянову жизнь Зотовой обрела новый смысл. Она стала вестовой красного командира. В то суровое время боялись «буржуазной отрыжки», поэтому часто повторяли политграмоту: «Какую цель преследует рабоче-крестьянская Красная Армия?» И Зотова четко, без запинки отвечала: «Борьбу с кровавым капитализмом, помещиками, попами и интервентами за счастье всех трудящихся на земле…»
Благополучное прошлое было отринуто, оно ушло безвозвратно, а впереди было светлое будущее. К нему стремились, за него боролись и отдавали свои молодые жизни. Любовь между командиром Емельяновым и вестовой Зотовой была глубокая и сильная, но платоническая — время было боевое, не до романтики: «Женой бы тебя сделал, Оля, да нельзя сейчас, понимаешь…» А потом все оборвалось в одночасье — погиб любимый. Казалось, жизнь должна кончиться, но ей всего только двадцать два, а сколько пережито, на несколько жизней бы хватило. «В двадцать два года нужно было начинать третью жизнь». Но что она видела? — войну! Воевать умела и ненавидеть, а вокруг совсем другая, враждебная жизнь. Поселившись в коммуналке, Ольга Вячеславовна вызывает ненависть и страх соседей. Она не похожа на них, поэтому они презирают и боятся ее одновременно.
Ольга Вячеславовна пытается понять окружающее, может быть, приспособиться к нему. Но мещанство и сытость вызывают резкое неприятие со стороны героини. Она все время возвращается в мыслях к своему боевому прошлому. Там была смертельная опасность, но все гораздо проще и понятнее: кто — враг, кто — друг. Здесь же все враждебны ей. Она готова вступить в сражение с целым светом, а надо просто быть женщиной: одеваться прилично, любить и быть любимой.
Она опять встретила свою судьбу. «Ольга Вячеславовна всего минуту глядела на этого человека, и все существо ее сказало: он…» Но этот мир создан не для таких, как она. Зотова слишком наивна и прямолинейна, бескомпромиссна и жестока. Для нее не существует оттенков и полутонов, только белое и черное. И когда выясняется, что у нее есть счастливая соперница, Ольга Вячеславовна стреляет в нее. Так она поступала на фронте, убивая врагов. Эти же законы она привнесла в мирную жизнь. Сонечка Варенцова олицетворяет для Зотовой все худшее, темное и враждебное, с чем невозможно примириться: тогда для чего же были жертвы революции и гражданской войны, ради чего погиб Емельянов? Зотова мстит за погубленную жизнь, за поруганные идеалы.
Алексей Николаевич Толстой смог увидеть и предсказать, какую опасность несет сытость и благополучие. Он предостерегал своих читателей от грядущего мещанства и сытого благополучия, которые несут в души людей равнодушие и апатию.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
«В двадцать два года нужно было начинать третью жизнь…» (по рассказу «Гадюка» )