Об особенностях творчества Бунина можно рассуждать бесконечно, о его уникальном дышащем слоге, о мастерстве изложения неповторимого и мелодичного как поэзия, но не менее всего интересна и разнообразна тема любви.
Она звучит практически в каждом произведении Бунина и является ведущей темой в его творчестве. Любовь у Бунина раскрывается как возвышенное чувство, способное полностью изменить характер человека, ведь она непредсказуема, стихийна и находится в одной игре со страстью.
Судьба героев бунинских рассказов в основном трагична и несчастна, автор показывает печальную сторону любви и это становится основным мотивом его произведений.
Бунин прорисовывает все изменения, происходящие с человеком в момент любви и расставания, как изменялись его мироощущения во всем периоде отношений, что повлияло на тот или иной выбор, все это автор передает с глубоким и насыщенным драматизмом, поэтому его смело можно назвать искусным драматургом человеческих чувств.
Например, в рассказе *Темные аллеи* это четко показано. Единые точки соприкосновения в судьбе героев наводят их на различные размышления и представления об общем прошлом. Николай Алексеевич понимает любовь как приходящее и уходящее чувство: *С годами все проходит. Любовь, молодость — все, все*, а для Надежды это чувство имеет смысл жизни: *Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело. Сколько ни проходило времени, все одним жила.*
Оба героя, как и все люди, подвластны чувству любви, которое несет в себе огромную силу, знание и мудрость, автор же показывает как это может сказаться в мировоззрении и на дальнейшей диалектике души героев. Он показывает две линии, человека живущего страстной любовью и человека живущего истинным чувством.
Детали в произведениях Бунина, многословны и символичны, они занимают основное сюжетное пространство и отвечают не только образам героев, но и играют собственную роль в произведении, ведь они балансируют между двумя чувствами — любовью и страстью.
Например, в рассказе *Солнечный удар* присутствуют весьма существенные детали, это свечи находящиеся в номере гостиницы:*Вошли в большой, но страшно душный, горячо раскаленный за день солнцем номер с белыми опущенными занавесками на окнах и двумя необоженными свечами на подзеркальнике*. Свечи испокон веков несут в себе божественный смысл, это символ вечности и мудрости и в эпизоде они даны чтобы показать возможную глубину связи героев, ведь пока читателю неизвестно чем закончится эта случайная встреча между героями.
Так же как и свечи, душный номер, в данном эпизоде повествует на языке деталей. Он раскрывает внутреннее состояние жажды героев, нехватка кислорода ассоциируется с недостатком внутренних ощущений. Такая необычайная постановка деталей пронизывает все повествование тайной, которая на протяжении всего рассказа ведет читателя к разгадке.
Но по мимо второстепенных деталей, в рассказе имеются основные действующие детали это — шпилька, оставленная незнакомкой, и кружка с недопитым чаем, через них Бунин передает всю остроту чувства поручика к девушке, эти предметы так же могут раскрыть образ героини, шпилька говорит о ее беспечности и легкомыслии, что никак не может гарантировать серьезность намерений героини.
У всех бунинских героев, любовь никогда не достигает кульминации в полной мере, она поворотлива и изменчива, и всегда оставляет неизгладимый след своей яркостью и неповторимостью, навсегда меняя жизнь человека.
Бунин же в своих произведениях показывает читателю границу между стихийными чувствами и истинной любовью. В его представлении, не каждое чувство способно обрести природу любви, в этом и заключено своеобразие звучания темы любви Бунина.