Каждое слово в нашем языке несет особую смысловую окраску, его определение уникально и несет свой развернутый смысл. Писатели, создавая свои произведения, зачинают в названии начало своей основной мысли или косвенно выражают свою позицию к проблеме произведения.
Само же понятие «войны» имеет широкий смысл, но в любом случае подразумевает в себе столкновение и противостояние сторон, будь то стран или государств или же людских характеров.
«Мир» — это окружающие нас явления и люди, в это понятие, возможно вместить множество значений: многообразие природы, внутренний мир человека, но так же «миром» называют перемирие противников на войне.
Для писателей важно понять и раскрыть понятие войны в самом широком и точном смысле, поэтому Толстой вводит в роман смысловую двуплановость: на первом плане разворачивается война 1805 года, на втором — взаимоотношения героев.
Если внимательно проанализировать взаимоотношения героев, то можно заметить, что война ведется не только на фронте, где происходят кровопролития, но и в светском обществе, испорченном мнимыми идеалами и фальшивыми ценностями.
Толстой отрицает нормы жизни высшего света. За его внешней благопристойностью, светским тактом, изяществом, скрываются пустота, эгоизм, корыстолюбие. Все персонажи в салоне Анны Шерер скрываются под масками. Автор использует множество деталей в выражении лиц персонажей, говорящих о фальши этого общества. Например, лицо хозяйки вечера каждый раз, когда она упоминала об императрице, принимало «глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью». Князь Василий, говоря о родных детях, улыбается «более неестественно и одушевлен но, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное».
Все члены семьи Курагиных, являются яркими представителями образа «войны», в каждом из них отсутствует основные качества добродетели, такие как, честность, чувство справедливости и доброты, их мировоззрением руководит одно лишь чувство личной выгоды и успеха в обществе. Все члены этой семьи порочны и несут в этот мир разрушение и уничтожение основополагающих ценностей человека: любви, семьи, верности.
Например, Элен Курагина, вышедшая замуж за Пьера, спокойно манипулирует его чувствами, бесстыдно изменяет и лжет. Их брак — это несчастье, ведь помолвка не обошлась без участия отца Элен — князя Василия, который косвенно прилагал усилия для осуществления брака. Его нисколько не интересовали чувства молодых, он лишь действовал по плану, который должен был обеспечить очередной успех и денежный выигрыш: «Наконец князь Василий не выдержал и фактически просто поздравил Пьера с помолвкой, которой не было: он подошел к Пьеру «неслышно торжественно» и поздравил молодых: «Слава Богу! Жена мне все сказала!.». Я любил твоего отца…и она будет тебе хорошая жена-Бог да благословит вас!». Элен же в браке проявляет себя хладнокровно и эгоистично, открыто высказывая Пьеру: «…То, что вы дурак…так это все знали…», она относится к нему с глубоким презрением и пренебрежением : «…Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет…».
Подобный образ жизни и поведения преемственен для семьи Курагиных, ведь князь Василий воспитывает своих детей в корыстолюбии, об этом так же ярко свидетельствует эпизод сватовства Анатоля и княжны Марьи. Анатолий как и Элен склонен к изменам.
Но автор противопоставляет холодной и бездушной Элен Наташу Ростову — чувственную и любвеобильную. В общении с людьми она искренняя и открытая, Элен и Наташа — это две противоположные натуры, Элен разрушает семейные ценности, Наташа же несет их в своем образе.
В представлении Толстого высшее призвание и назначение женщины — это материнство. В романе идеалом женственности становится Наташа Ростова, ведь она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых, где не было лицемерия, ханжества, притворства. Непосредственная, полная жизненных сил, тонко чувствующая красоту, добро и правду. В доме, где она росла, царила обстановка непринужденности, раскованности между родителями и детьми, чувство любви и привязанности друг к другу.
Так же о доброте и светлости натуры Наташи Ростовой повествует эпизод с раненными. Она проявляет глубоко сочувствие и просит своих родителей использовать их повозки для транспортировки раненых, а не для домашнего скарба.
Действия романа так же продолжают развиваться, в сюжете раскрывается жестокая и кровопролитная война, где торжествует образ Наполеона, властолюбивого и эгоцентричного. Людей он воспринимает как пешек, требующихся для осуществления плана и удовлетворения собственного эго, такие понятие как милосердие и доброта ему вовсе не известны, когда есть цель, расчет и результат: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра», так он высказывается перед сражением.
Сам Толстой же осуждает войну во всяком отношении и проявлении, он считает это явление противоестественным для человека, по его мнению, в человеке должны доминировать идеи гуманизма, а не разрушения. Эта позиция резонирует в устах одного из главных героев — Андрея Болконского: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну».
Но следует понимать, что война так же может происходить в самом человеке, внутри его личности. Это борьба с собственными принципами и идеалами, что и происходит у Андрея Болконского. В начале романа перед нами предстает человек для которого основная цель жизни — это стремление к личной славе, но оказавшись тяжелораненым на Аустерлицком поле, он отчетливо осознает, что все, о чем мечтал раньше, оказалось пустым и ничтожным, рушится его картина образа войны как доблестного дела, он осознает, что: «Цель войны — убийство, орудия войны — шпионство…и тому, кто больше убил народа, дают большую награду…», это осознание является эволюцией образа Андрея Болконского.
Название же романа «Война и мир» носит двойственный характер — исторический и психологический, в первом случае — это историческая война с Наполеоном и одержанная победа России, во втором — это война испорченного общества, где главную роль играют и составляют ценности и мировоззренческие основы героев, эта война, так же как и внутренняя борьба человека, равносильна кровопролитной войне, потому что эти причины вытекает из друг друга последовательно. Прогресс общественной жизни влияет на каждого человека, сообщество, группу, а значит и на ход истории. Но чтобы не допустить такого зловещего понятия как «война» и не обратить прогресс в регресс, нужно следовать простой истине — непротивления злу насилием, она же и резонирует всю идею романа-эпопеи Толстого «Война и мир».