Трагическое и лирическое в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Есть книги, захватывающие, увлекающие читателя не с первых страниц, а постепенно. И роман Гончарова «Обломов» — именно такая книга. Первая часть романа порой может вызвать и скуку. Даже трудно предположить, что леность Обломова приведет его к возвышенному чувству. Постепенно скука уходит, роман захватывает, вызывает все больший интерес. Ведь темы его всечеловеческие и вневременные: про душу, про любовь, дружбу, преданность, при этом у Гончарова они получили новую, не известную ранее интерпретацию.
Кажется, что скука, однообразие, лень, олицетворением которых выступает в романе Илья Ильич, не могут быть совместимы с горячим и страстным чувством. Кажется, что он и сам не подозревал, что способен любить. Илья Ильич спокойно существовал на свете, никому не мешал, но и никому не был нужен. Конечно, приходили к нему и молчаливый Алексеев, и невыносимый Тарантьев. Они могли быть, но могли и не быть. Ничто не могло вывести его из сонной дремы.
Однако все было не так просто. Обломов любил и был любим. Предмет его любви молодая и симпатичная Ольга Сергеевна Ильинская, с которой его познакомил единственный друг Обломова — школьный товарищ Штольц. Необычное поведение Ильи Ильича и его отчужденность от общества заинтересовали Ольгу. Затем интерес перерос в необходимость постоянного общения, в нетерпеливое ожидание встреч. Так родилась любовь.
Девушка взялась за перевоспитание ленивого увальня Обломова. То, что он несколько опустился, обленился, не означало, что душа его огрубела и зачерствела. Нет, это была чистая душа, душа ребенка, «голубиное сердце», как говорила впоследствии Ольга. Она разбудила ее своим страстным великолепным пением. Она разбудила не только душу Обломова, но и вызвала любовь к себе. Илья Ильич влюбился. Влюбился, как мальчишка, в девушку намного младше себя. И ради нее он готов был сдвинуть горы.
Познакомившись с Обломовым поближе, Ольга поняла, что слова Штольца о нем — истинная правда. Илья Ильич — чистый и наивный человек. К тому же он влюблен в нее, а это приятно тешило самолюбие. Вскоре Ольга признается в любви. Они проводят вместе дни напролет. Обломов уже не лежит на диване, он повсюду ездит, выполняя поручения Ольги, а потом спешит на свидание к любимой. Он забыл о прежних горестях, его охватила радостная лихорадка, даже появление Тарантьева, которого он побаивался, вызывает лишь досаду.
Сонное существование переросло в жизнь, полную красоты, любви и надежд, полную небывалого счастья. Но в этом мире не может быть постоянно хорошо. Что-то обязательно должно испортить праздник. Здесь такую роль исполняет неуверенность Обломова; он считает себя недостойным чувств Ольги. Он и она боятся мнения света, сплетен. И огонь любви постепенно угасает. Влюбленные встречаются все реже, и ничто уже не возвратит весны их любви. В их отношениях нет прежней поэзии. К тому же Ольге слишком нравилась роль центра вселенной для Обломова. Настоящей любви должно быть безразлично мнение общества. Связь оборвалась из-за пустяка, из-за удовлетворенного Ольгиного каприза.
В этом и заключается одна из главных трагедий романа — трагедия Обломова. Автор показывает во всех подробностях его быт, дает понять, что это человек нравственно погибающий. В доме его, в комнатах по стеклам лепилась паутина, напитанная пылью, а зеркала могли служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память, лежанье для Ильи Ильича было нормальным состоянием. Но почему же один из лучших людей романа, морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно умирает, неспособен к действию, неспособен к любви? В чем причина этой трагедии?
По словам Н. А. Добролюбова, Обломовка была почвой, на которой росла обломовщина; гнусная привычка удовлетворять свои желания не своими усилиями, а усилиями других развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. В этом и есть трагедия Обломова — такой молодой человек, еще недавно чем-то увлекающийся, пылавший любовью, медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И никто не мог вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни.
Ольга искренне переживает разрыв с Обломовым. Но вскоре Штольц занимает место в ее сердце. Штольц — светский человек, любовь к нему не постыдна, а вполне оправдана и принята светом. Через некоторое время Штольц и Ольга уже не могут существовать друг без друга. Андрей привыкает размышлять вслух при Ольге, ему приятно, что она рядом, что слушает его. Ольга становится женой Штольца. Казалось бы, чего еще желать: прекрасный, деятельный, любящий муж, дом, есть все, о чем мечталось. Но Ольга грустит, и не может выразить свое желание словами. Штольц и здесь нашел четкое объяснение: в жизни уже все познано, ничего нового не будет. Ольге обидно, что Андрей не понял ее до конца.
Наверное, трагедия есть и в образе Штольца. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей искусственности. В отличие от Обломова, сердечного человека, автор описывает Штольца как хорошо отлаженную машину: он был весь составлен из «костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Читая роман, мы видим, что трагедия Штольца в его ненатуральности: он почти никогда не волнуется, не переживает событие сильно. Гончаров неоднозначно относится как к одному, так и к другому герою. Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности видит антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. Хотя писатель рисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость, неестественность. Иван Александрович со скепсисом относится к новому человеку. Видимо, истоки трагедий обоих героев — в воспитании. Это два совершенно разных пути. Обломовцы — хранители традиций древности. Так же, как Обломов, препровождали время его отец, дед, прадед, из поколения в поколение передавалась обломовская утопия, представление о человеке, гармонично сосуществующем с природой. Но автор показывает отсталость патриархальности, невозможность Обломовки в современном мире.
Причина неестественности Штольца — также воспитание, на этот раз «правильное», рациональное, бюргерское. Жизнь героя расписана по минутам, в ней нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Она как точный график времени отправления поездов со станции, а сам он — поезд, правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же искусственный. Его идеал, которому ничто не мешало осуществиться, — это достижение материального достатка, комфорта, личной устроенности. Можно согласиться с А. П. Чеховым, которому Штольц не внушал «никакого доверия». По словам автора, это великолепный малый, а в это не верится. «Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен».
Но жизнь Ольги со Штольцем была по крайней мере благополучна. Она нашла свою любовь, хотя эта любовь и бескрылая, и слишком уж приземленная. А что же Обломов? Первое время он очень переживал, сожалел о разрыве. Но постепенно свыкся с этой мыслью и даже полюбил другую женщину. Обломов полюбил Агафью Матвеевну Пшеницыну. Она не была так красива, как Ольга. Но доброта ее сердца, забота о нем с успехом заменили красоту. Было в ней то, что восхищало Обломова — ее умелые руки с необычайно красивыми локтями. Вдова Пшеницына стала вдовой Ильи Ильича. Любовь между ними была тиха и спокойна, без особой страсти, какая бывает в молодости, без сумбурных ласк, без признаний в вечной любви. Это была любовь двух зрелых людей, умудренных жизненным опытом. Вскоре у Агафьи Матвеевны и Ильи Ильича родился мальчик, что еще больше упрочило их отношения. Обломов умер от очередного «удара», но последние годы его жизни были согреты теплом и искренним чувством.
Трагична дальнейшая судьба Захара: он сделался нищим. После смерти хозяина Захару некуда было идти. Все его помыслы были связаны с Ильей Ильичом. Его смерть стала сильнейшим ударом по Захару, который искренне любил Обломова.
В романе есть много сцен, над которыми читатель смеется от всей души, несмотря на то, что написан он много лет назад. Многие из таких сцен касаются взаимоотношений Захара и Ильи Ильича (например, в конце первой части). В начале пятого часа Захар осторожно пошел будить хозяина: «Илья Ильич! А, Илья Ильич!» Но храп продолжался. Когда Захар наконец дозвался хозяина, тот приказал ему уйти и заснул. «Знаешь ты дрыхнуть! — говорит Захар с раздражением, уверенный, что хозяин не слышит. — Вишь, дрыхнет, словно чурбан осиновый!» Но Обломов услышал: «Нет, ты как сказал-то — а? как ты смеешь так — а?» Захар оправдывается. Ему удается поднять с постели Илью Ильича, недовольного тем, что его разбудили. В этот момент в комнату заходит Штольц. Или комическая сцена в начале второй части. На обеде у Ольги Обломов, волнуясь, набрал себе столько печенья, что все гости начали поглядывать на него и ждать, как он будет его есть.
Дарование Гончарова-романиста раскрылось в «Обломове» во всей полноте, со всеми нюансами. Отточенное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении романа. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета романа, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича с окружающей действительностью. Можно сказать, что «Обломов» Гончарова — это лирическая трагикомедия, где все элементы неотделимо связаны в единое целое и оттеняют друг друга: смех, лирика и трагедия.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Трагическое и лирическое в романе И. А. Гончарова «Обломов»