Замечательный советский писатель А. П. Гайдар в чудесной детской книге «Чук и Гек» говорит: «Что такое счастье, каждый понимал по-своему». Да, счастье у каждого свое, и герои романа Л. Н. Толстого тоже ищут свое счастье.
В системе ценностей Толстого важное место занимает семья. Это тот маленький островок в жизни человека, на котором его всегда ждут, поймут, простят. Но тем героям романа, которые несимпатичны писателю, не дано понять величайшего смысла слова «семья». Курагины воспринимают семью как коммерческую, деловую сделку, социальный, а не духовный союз. Князь Василий поставил перед собой цель выдать свою дочь замуж за одного из самых выгодных женихов Москвы — Пьера. Однако князь понимает, что без его вмешательства Пьер не сделает долгожданного предложения его дочери. Тогда он начинает действовать как тонкий психолог и стратег. Зайдя в комнату, где сидят Элен и Пьер, князь Василий заговорил о предложении Безухова вступить в брак как об уже свершившемся событии:
«- Слава богу! — сказал он. — Жена мне сказала! — он обнял одной рукой Пьера, другою дочь. — Друг мой Леля! Очень, очень рад!»
Наверное, у Элен тоже есть свои понятия о счастье. Дело в том, что нелюбимые герои Толстого никогда не размышляют, не анализируют свои мысли, поступки, желания. Какое же «счастье» у Элен? Блистать в обществе мраморной, холодной красотой, иметь богатого мужа, красивого любовника, а если возможно, «замахнуться» и выше. А почему бы и нет, ведь «принц от нее без ума…»
Рисуя образы Элен и Наташи, Толстой использует прием антитезы: «Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь не определена, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».
Но Элен не обладает тем обаянием и очарованием, которые делают Наташу неотразимой и сводят с ума Денисова, Болконского, Безухова… Именно поэтому мраморно-неживая красота Элен оставила холодным сердце Пьера. Худенькая же Наташа, хорошенькая только тогда, когда ей хорошо, а в трудные минуты жизни даже «уродливая», заняла такое большое в его душе.
Как трудно представить себе Наташу, с холодностью и жестокостью заманивающую в свои сети наивного Пьера с тем, чтобы завладеть его деньгами и сломать ему жизнь! Счастье в понимании Наташи — это любовь. Любовь к родителям, братьям, кузине, мужу, детям. Она ждет любви, и в этих ее милых, девичьих ожиданиях нет места материальному расчету, корысти: «Она полюбила Андрея Болконского, и вся без остатку отдалась этому чувству. — Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! — крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать».
Наташа обретает счастье в муже и детях, в заботах о них, во взаимной любви.
Толстой на страницах своего романа говорит об истинном и ложном счастье. Истинное счастье включает в себя категории духовного начала. Это, прежде всего, любовь к родным людям, мужу, жене, детям. Наташе после смерти князя Андрея казалось, что жизнь ее кончена, но вдруг любовь к матери, готовой потерять рассудок после гибели Пети, показала ей, что «сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь».
«Николушка», его воспитание, Andre и религия были утешениями и радостями княжны Марьи. Она счастлива, когда заботится о племяннике, оставшемся без матери, думает о горячо любимом Андрее и молится богу, прося у него здоровья и защиты для них, любимых и дорогих брата и племянника. Бог для княжны Марьи — это величайшая нравственная ценность, величайшее утешение.
Из всех героев романа я больше всего жалею Соню. Эта красивая девочка очень одинока, хотя и живет в большой семье и очень близка Наташе. Ее мечта о Николае, которому она однажды, раз и навсегда, отдала свое сердце, так и осталась мечтой. Чудес не бывает, а Соня — всего лишь бесприданница, приживалка в доме Ростовых.
Наташа очень правильно охарактеризовала Соню — «пустоцвет». И все-таки и у Сони есть свое «счастье», имя ему — самопожертвование. После женитьбы Николая на княжне Марье она живет в их доме, так и не выйдя замуж. Соня «ходит» за постаревшей графиней, терпя ее капризы; ухаживает за детьми Николая и Марьи, видит каждый день человека, которого всегда любила и любит.
Ложное счастье в понимании Толстого — это те мнимые ценности, к которым стремятся нелюбимые герои писателя. Свое понятие счастья и у супругов Бергов: «иметь знакомства людей, которые «выше», потому что тогда только есть приятность от знакомств» и «чтоб… не было так скоро детей», потому что «надо жить для общества».
Все симпатии Толстого в романе — на стороне семейного счастья, взаимопонимания, умения любить и быть любимым.