Тема поиска жизненной правды в романе «Тихий Дон»

Роман «Тихий Дон» охватывает самое исторически насыщенное десятилетие России. Здесь и Первая Мировая, и революция, и война Гражданская с ее братоубийственной реальностью. Прочитав этот роман-эпопею, я поняла, насколько велика сила художественного изображения такого яркого писателя, как Михаил Александрович Шолохов. На фоне исторических и политических катаклизмов сталкиваются целые миры-люди и судьбы. «Тихий Дон» — это не только повествование о войнах и революциях, но и повествование о нескончаемом поиске правды главным героем

Григорием Мелеховым. Мне кажется, автор выбрал Григория, потому что именно он является ярчайшим представителем патриархального казачества: оно напитало его душу любовью к мирному труду, дерзкой смелостью, страстью, оно научило его вдыхать донской воздух полной грудью и испытывать невероятное счастье от любви свободы. Однако этот поэтический мир, который лелеет в своем сердце Григорий, рухнул так же, как же, как первый убитый австриец, которого не смог забыть Григорий. Мне кажется, что с этого момента Григорий Мелехов стал по-настоящему анализировать происходящее. С этого момента он оказывается в состоянии выбора правды.
» Сам ищу выход» — постоянно повторяет Григорий. И здесь, как мне кажется, ему не свойственны компромиссы. Ведь Григорий никогда не знал середины, и этим усугубляется его трагедия, которая переносится в глубины сознания » Он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей» — так пишет об этом автор, и это сумятица, на мой взгляд, не политические шатания, а поиск правды. Григорий тоскует по ней, по правде «под крылом которой мог бы посогреться каждый», но Григория мучает, что такой правды нет ни у белых ни у красных. К этому печальному выводу приходит Гриша Мелехов, он осознал, что искал «дурную правду» и поиски эти были » зряшными, пустыми».Самое страшное, что эти пути исканий сделали Григория стариком, обесточили его сердце, потому что сопровождались кровью. Всего десятилетие отделяет молодого дерзкого Григория от Григория, измученного войной, израненного, в измызганной шинели, почти страика, у которого «все отняла безжалостная смерть»,и осталась в его душе только пустота. Сам герой пониямает, что «даже Аксютка не сможет заполнить эту пустоту».Но и с любовью история поступает жестоко, так гибнет Аксинья, не имевшая никакого отношения к революции и гражданской войне. Этой смертью, так же как смертью Христони, Пантелея Прокофьевича Шолохов хотел показать трагедию народа, который вынужден страдать в кровавом месиве истории. Поэтому с такой болью читаются строки, описывающие внутренние состояние Григория Мелехова после очередного вмешательства смерти в его жизнь: «…сотрясаясь от рыданий, он, как собака, стал хватать ртом снег, уцелевший под плетнем. Потом, в какую-то минуту чудовищного просветления, попытался встать, но не мог и, повернувшись мокрым от слез, изуродованным болью лицом к столпившимся вокруг него казакам, крикнул надорванным, дико прозвучавшим голосом…»Мне кажется, эти строки можно считать кульминацией в путях исканий главным героем романа «Тихий Дон» правды. Ведь носителем этой человеческой, жизненной истины был он сам, а реальность заключалась в том, что его правда, к которой он привык, с которой жил и которую любил, безвозвратно потеряна.



spacer
Тема поиска жизненной правды в романе «Тихий Дон»