Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Так любил А. С. Пушкин. И любовь давала ему минуты восторга и отчаяния, надежды и мечты.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
А это — трагическая любовь М. Ю. Лермонтова с тоской по несбывшемуся.
О, как убийственно мы любим,
Как в бурной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Так писал о любви Ф. И. Тютчев. В жизни каждого человека любовь занимает особое место. Особое место она занимает и в творчестве каждого писателя и поэта. Не исключение и А. И. Куприн. Его «Гранатовый браслет» — шедевр не только русской, но и мировой литературы. Любовь до самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины мастерски описана Куприным в этой повести.
Главный герой произведения — маленький человек, чиновник Желтков, но именно в его душе возникает такое чувство, на которое «способен, быть может, один из тысячи».
«Случилось так, что меня не интересует в этой жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей, — пишет Желтков, — для меня вся жизнь заключается только в Вас». Он живет одной любовью и, когда ему запрещают любить, кончает жизнь самоубийством.
Конечно, можно осуждать его за эту слабость. Но я считаю, что человек живет, пока он любит. Любит своего ребенка, любит закаты и восходы, любит жизнь или любит, как Желтков, единственную женщину на свете.
Прославлению великого «дара любви», чистого и бескорыстного чувства, посвящена и повесть «Колесо времени». «Иные люди от природы наделены большой физической силой. Другие родятся с таким острым зрением, что свободно, невооруженным глазом, видят кольца Сатурна. Так и любовь. Она — высочайший и самый редкий дар неведомого бога».
Герой повести, русский инженер «Мишика», по капризности случая оказывается избранником прекрасной француженки Марии. Романтически окрашенная встреча переходит в романтическую любовь. Но возможен и «неуловим тот момент, когда любовь собирается либо уходить, либо обратиться в тупую холодную покорную привычку». И, может быть, лучше расстаться, не дожидаясь, пока уйдет любовь?
И Мария уходит, отправив письмо, в котором пишет: «Милый Мишика, благодарю тебя за то великое счастье, которое ты мне дал».
Целый катехизис любви вложен Куприным в уста героев:
«В любви, даже прошлой, нет места лжи».
«Давать в любви обещания и клятвы… разве это не грех перед богом, разве это не тяжкое оскорбление любви?»
«Что за ужас, когда один не любит, а другой вымаливает любовь, как назойливый нищий!»
В этом произведении Куприн также прослеживает тему той прекрасной любви, «о которой мечтают все влюбленные, но которая из миллионов людей дается лишь одной паре».
Романтическое, даже мистическое поклонение женщине — вот главный мотив повести «Олеся». Любовь и трагедия всегда рядом. И все же, несмотря на обилие драматических ситуаций, в произведениях Куприна бьют ключом жизненные силы, преобладают светлые, оптимистические тона. А в прекрасном целомудрии купринских героев звучит гимн натуральной красоте и естественности.
Но не только любовь к женщине воспевает Куприн. Его повести и рассказы проникнуты необыкновенной любовью к жизни во всех ее проявлениях.
И с переполняющей его любовью ко всему миру описывает он множество драгоценных жизненных мелочей, памятных его сердцу: «…загиб в густом сосновом лесу, где свежо, зелено, весело, где ландыши, грибы, певчие птицы и белки» («Елань») набрякшую почку, лопающуюся весенней ночью с кротким звуком «Так!», словно «дитя в задумчивости разомкнуло уста» («Ночь в лесу») вкусный кусок черного хлеба, посыпанный крупной солью («У Троице-Сергия») и сердце Куприна было сердцем великого оптимиста и жизнелюба, о чем свидетельствует все его творчество.