Тема любви в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»

Роман И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» раскрывает сущность отрицательного влияния крепостного права на развитие русского общества и, как следствие, вырождения «дворянских гнезд». Роман рассматривает период резких противоречий между западниками и славянофилами.
На фоне этих глубоких и актуальных для того времени идейных споров развертывается история любви Федора Лаврецкого и Лизы Калитиной.
Лаврецкий получил прескверное воспитание. Отец его, желая закалить тело и дух сына, заставлял жить по-спартански, для умственного развития штудировать международное право и математику, а для развития «рыцарских чувств» — геральдику.
Подобное воспитание не смогло обезобразить душу юноши — уж слишком здраво он мыслил и умел отличать мишуру от настоящего. Но после смерти отца Лаврецкий остался один в огромном мире, не имеющий конкретных представлений о реальной жизни, вынужденный на ощупь, вслепую выбирать нужные пути.
Не научил его отец и еще одной чрезвычайно важной для мужчины вещи — разбираться в женщинах. И именно в эту ловушку попадается молодой Лаврецкий.
Увидев в театре Варвару Павловну Коробьину — молодую красивую девушку, недавно вышедшую из института, он влюбляется в нее с первого взгляда. Позже он женится на ней, не зная, что представляется ей всего лишь «выгодной партией».
Проходит несколько лет «счастливой» семейной жизни, на протяжении которых «нежная», «любящая» Варвара Павловна плетет интриги за спиной мужа. Лишь воля случая — записка ее любовника, найденная Лаврецким случайно, — заставляет его прозреть. Он покидает жену, оставив ей приличное содержание. Немного позднее он узнает, что у них родилась дочь.
Спустя какое-то время, вернувшись в Россию, Лаврецкий встречается с Лизой Калитиной. После предательства жены герой утратил веру в женскую любовь, в возможность личного счастья. Однако его общение с Лизой постепенно воскрешает былую веру во все чистое и прекрасное. Сначала, еще не отдавая самому себе отчета в своих чувствах к Лизе, Лаврецкий желает ей счастья. Под влиянием своего печального жизненного опыта, он внушает девушке, что личное счастье превыше всего, что жизнь без него становится серой, тусклой. Лаврецкий убеждает Лизу искать личного счастья и сожалеет о том, что для него самого эта возможность уже утрачена.
Потом, поняв, что он глубоко любит Лизу, и, видя, что их взаимопонимание с каждым днем растет, Лаврецкий начинает мечтать о возможности личного счастья и для себя самого. Внезапное известие о смерти Варвары Павловны окрыляет его надеждой на возможность перемены жизни, на счастье с Лизой.
Но блеснувшая для Лаврецкого надежда оказалась призрачной. Весть о смерти жены оказалась ложной, как выяснилось с приездом Варвары Павловны и ее дочери. Это ставит героя перед выбором; личное счастье с Лизой или долг по отношению к жене и дочери. Продолжая считать высшим благом в жизни человека счастье, Лаврецкий склоняется перед долгом, признавая тем самым, что иногда человек вынужден пожертвовать всем ради долга.
Суть проблемы заключается еще и в том, что герой поставлен в такие условия, при которых он не волен поступать так, как хочет. Лиза глубоко религиозна. Брак для нее священен, как союз, освященный религией, а то, что создал Бог, человек разрушить не властен. Потому она отходит в сторону, заставляя и Лаврецкого покориться своей участи.
Проводя параллели «Лаврецкий — Лиза» и «Лаврецкий — Варвара Павловна», автор показывает нам, что есть истинная любовь, а что — лишь мираж.
Варвара Павловна, кажущаяся на первый взгляд почти идеальной, — красивая, умная, прекрасная хозяйка и жена — на поверку оказывается умелой интриганкой. Она духовно бедна, что видно даже из ее описаний внешности: «Облокотясь на бархат ложи, девушка не шевелилась; чуткая, молодая жизнь играла в каждой черте ее смуглого, круглого, миловидного лица; изящный ум сказывался в прекрасных глазах, внимательно и мягко глядевших из-под тонких бровей, в быстрой усмешке губ, в самом положении ее головы, рук, шеи; одета она была прелестно». Такова Варвара Павловна. Но нигде мы не встречаем подобного яркого, четкого и подробного описания внешности Лизы. Это легко объяснить: в Лизе главное — духовная красота, поэтому автор не обращается столь подробно к ее внешнему облику, дабы не заслонить то основное, к чему он привлекает внимание читателя.
Варвара Павловна, напротив, за яркой внешностью не имеет ничего интересного. Она обладает способностью подстроиться под обстоятельства, но душа ее совсем не привлекательна.
Вот ради благополучия этой женщины и расстаются Лиза и Лаврецкий. Но Лиза до конца верна себе. Лаврецкий пытается поговорить с нею в церкви, но она, не говоря ни слова, уходит. Да и зачем разговаривать? К чему сыпать соль на раны и вести бессмысленные разговоры? Все это причинит лишь боль и ему, и ей самой. При встрече героев в монастыре Лиза так же безмолвно проходит мимо Федора Ивановича. И права Лиза: изменить уже ничего нельзя, а потому даже намеки на прошлое болезненны да и ни к чему.
Такова любовная коллизия в романе. Долг и счастье — что важнее? Герои выбрали долг, но правы ли они? Этот спорный вопрос, и решает его чаще всего даже не человек, а сама Жизнь.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Тема любви в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»