Литература — один из основных видов человеческого искусства. Она отражает жизнь и все, что в ней происходит. Писатель в художественной форме изображает все то, что волнует его как художника. Это могут быть глобальные философские проблемы, связанные с человеком и окружающим миром, общественные проблемы, вопросы, связанные с внутренним миром человека и т. д.
Во все времена одной из самых волнующих проблем был вопрос взаимоотношений Художника и его творений с читателями, критиками, просто людьми — в общем, отношения Художника со всем миром. Этому вопросу посвящены многие великие произведения мировой литературы. В своем сочинении я коснусь двух прекрасных произведений, посвященных, каждый по-своему, данной теме. Это роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова и поэма «Фауст» В. Гете.
В центре внимания романа «Мастер и Маргарита» находится судьба Художника, вынужденного жить и творить в тоталитарном обществе. Судьба Мастера, создавшего великий роман, печальна, если не сказать трагична.
Когда-то герой был историком, «работал в одном из московских музеев» и занимался переводами с пяти языков. Жил он почти незаметно, «не имея ни друзей, ни родственников в столице». Его жизнь коренным образом переменилась благодаря тому, что по счастливой случайности он «выиграл сто тысяч рублей». Тогда Мастер оставил службу в музее, купил подвальчик и сумел написать потрясающий по силе своего проникновения роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.
Этот «золотой век» жизни и творчества героя был освящен встречей с той женщиной, в которой воплощен идеал «настоящей, верной, вечной любви». Эта судьбоносная встреча была подобна молнии: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!». И не красота, а «никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты поразило Мастера.
Но этот недолгий период творческого и личностного счастья заканчивается катастрофой. Судьба сталкивает Мастера с жестоким миром советских псевдолитераторов.
Эти людишки травят героя, доводят его до сумасшедшего дома, до полного отказа от своего любимого детища — романа. Дело довершает донос Алоизия Могарыча, вследствие чего Мастер три месяца проводит в таком месте, о котором можно рассказывать только «на ухо». Запуганный, затравленный и доведенный до отчаянья, он выбирает уход из жизни. Мастер считает себя недостойным света, творчества, любви. Вернуть его к жизни невозможно, «он неизлечим». И только преданная любовь Маргариты способна сокрушить все преграды.
«Извлечение Мастера» совершает Воланд. Но решает его судьбу «тот, кто ее подвесил». В художественном времени, как и в судьбе Мастера, наступает рассвет: «Там ждет уже вас дом… свечи горят, а скоро они потухнут, потому что вы встретите рассвет».
Героя приговарили к «вечному покою», который становится символом бессмертия. Мастер получил то, в чем нуждался больше всего.
Известно, что судьба Мастера во многом автобиографична. Булгаков, как и его герой, был изведен постоянными нападками со стороны критиков. Кстати, стоит заметить, что газетная кампания, развернувшаяся против Мастера и его «Понтия Пилата», основана на реальных событиях из жизни писателя. И призыв литературного критика Лавровича «ударить по пилатчине» является явной перекличкой с газетным заголовком «Ударим по булгаковщине». Увы, такова была судьба всех самобытных, интересных, талантливейших людей того страшного времени.
В поэме Гете «Фауст» также рассматривается судьба Художника. Потому что, как мне кажется, главный герой поэмы в своей жизни, в поисках Истины является настоящим Творцом:
Он рвется в бой, он любит брать преграды,
Он видит цель, манящую вдали,
И требует у неба звезд в награду
И лучших наслаждений у земли.
И ввек ему с душой не будет сладу,
Куда бы поиски не привели.
Фауст — ученый, он хочет познать все тайны мира, найти смысл жизни — Истину. Но, как любому Художнику, герою свойственны сомнения и разочарования. Будучи уважаемым и известным человеком, Фауст вдруг начинает сомневаться в своих знаниях, в своих возможностях что-то сделать, познать, улучшить жизнь людей. В отчаянии он хочет покончить с собой, и только колокольный звон, напомнивший о детстве, останавливает героя. Но Фауст полон сарказма. Он проклинает всех и вся, а особенно то, что всегда ограничивало человека в его творческих свершениях. Фауст ненавидит заветы общества: «Смиряй себя! Умей отказываться! Желай достижимого!»
В минуту отчаянья героя подстерегает Мефистофель. Он заключает с Фаустом договор. Дьявол обещает дать герою все наслаждения мира. Когда же Фауст больше ничего не захочет от жизни, то он отдаст Мефистофелю свою душу. Но герой уверен, что этого никогда не произойдет: он всегда будет стремиться к большему, к совершенству.
Путешествуя с дьяволом, герой встречает свою любовь — Маргариту (как и герой романа «Мастер и Маргарита»). К сожалению, девушка погибает. Судьбою Фаусту нанесен еще один тяжелый удар. Но герой не сломлен, он поддается на заманчивые уговоры беса. Фауста не привлекают ни богатство, ни распутство, ни военная слава. Он стремится созидать, а не разрушать. Герой отвоевывает у моря землю, населяет ее народами, строит города. Фауст наконец-то находит смысл жизни, свою Истину. Она в том, чтобы помогать людям, созидать на благо человечества. С этой мыслью герой умирает, счастливый и просветленный.
Таким образом, в «Мастере и Маргарите» Булгакова, как и в «Фаусте» Гете, изображена судьба Художника. Эти произведения показывают разные стороны жизни творческого человека. М. А. Булгаков выводит на первый план недоброжелательное окружение, губящее талант и жизнь Мастера. Гете останавливается на внутренних проблемах Художника, на его духовных поисках, смятениях, разочарованиях, прозрениях.
Нужно заметить, что в обоих произведениях судьба героя связана с Высшими Силами. Это неслучайно, ведь талант — это подарок свыше. Художник всегда связан с чем-то мистическим. Эти силы помогают ему творить, познавать Истину.
У обоих героев в жизни была настоящая любовь, которая позволяла их душе воспарить, давала поддержку, желание жить.
Мастер отказался от своего творения, Фауст прошел свой путь до конца… Но оба они остались Художниками, несущими людям свет.