Современная российская рок-поэзия

Говоря о российской рок-поэзии, следует отметить ее востребованность современными людьми. Действительно, сейчас поклонников русского рока, рок-поэзии огромное количество. Что же способствует такой ее популярности?
Думаю, в первую очередь, это связано с тем, что авторы в своих песнях обращаются к самым насущным и актуальным проблемам времени. Тема любви, ненависти, одиночества, добра и зла, власти – вот основной перечень вопросов, волнующих рок-поэтов. Казалось бы, подобный круг проблем волновал литературу на протяжении многих веков, однако

рок-поэзия дает свою оценку, во многом отличную от других. Для данного вида искусства свойственно, в первую очередь, детальность, и символизм:
Радиола стоит на столе,
Я смотрю на тень на стене,
Тень ко мне повернулась спиной,
Тень уже не танцует со мной.
В. Бутусов. “Эта музыка будет вечной”.
Конечно же, рок-поэзия не может пройти мимо темы любви, которая является центральной в искусстве вообще. Однако в роке восприятие другого человека основывается на символах и на ирреальных образах. Так, например, в песне “Кто еще” Бутусов вводит образ тени, которая является продолжением человека:
Если
ты хочешь любить меня, полюби и мою тень,
Открой для нее свою дверь, впусти ее в дом,
Тонкая, длинная, черная тварь прилипла к моим ногам,
Она ненавидит свет, но без света ее нет.
Но чаще всего любовь – это страдание. Невозможность любви в большой степени проявляется в творчестве Ю. Шевчука:
Вот она куда-то идет, вот он я, смотрю на нее
Здесь я не знаю, что петь, и я не знаю, чем быть,
Я научился не спать, но разучился любить.
Я вроде что-то забыл, ты, конечно, права.
Важно заметить, что при образной сложности и большой противоречивости чувств, рок-тексты отличаются ритмической простотой и использованием большого количества изобразительно-выразительных средств. Мне кажется, что чаще всего используются сложные метафоры:
От разбитой любви на окне
Замерзнут хрустальные вены.
Ты глядишь, как весна на волне,
Как Шекспирова смерть от измены.
Ю. Шевчук. “Ночь Людмила”.
Очень часто тексты рок-песен имеют глубокий философский смысл, который очень сложно понять сразу, после первого прослушивания или прочтения:
Мы все потеряли что-то
На этой безумной войне.
Кстати, где твои крылья,
Которые так нравились мне?
На мой взгляд, В. Бутусов в этих строках говорит о том, что из-за обыденности и, в то же время, сложности человеческого существования люди перестают быть искренними. Приземленность – вот основное качество современного человека.
Важно отметить, что образность и детальность свойственна и для творчества В. Цоя:
Каждой звезде – свой неба кусок,
Каждому морю – дождя глоток,
Каждому яблоку – место упасть,
Каждому вору – возможность украсть.
Каждой собаке – палку и кость
И каждому волку – зубы и злость.
На мой взгляд, современную рок-поэзию все же отличает использование простой лексики. Я бы даже сказала, что слова в рок-песнях не выдержаны в одном стиле:
Одинокая птица, ты летишь высоко
В антрацитовом небе безумных ночей,
Повергая в смятение бродяг и собак
Красотой и размахом крылатых плечей.
В. Бутусов. “Одинокая птица”.
Хотя я все же склонна считать, что подобное смешение стилей в наши дни свойственно не только рок-поэзии, но всей литературе. В этом проявляются особенности жизни современного общества.
Рядом с темой любви в рок-поэзии всегда стоит тема одиночества:
Две мечты и печали.
Стакан мы, воскреснув, допили до дна.
Я не знаю, зачем тебе дом, правит мною дорога – луна.
И не плачь, если можешь, прости.
Жизнь – не сахар, а смерть нам не чай.
Мы свою дорогу нести. До свидания, друг, и прощай!
Ю. Шевчук.
Таким образом, творчество рок-поэтов, по моему мнению, во многом отвечает потребностям современного российского общества. Хотя, без сомнения, она отдалена от массовой культуры, и у нее свой читатель и слушатель.



spacer
Современная российская рок-поэзия