Николай Васильевич Гоголь не раз обращался к теме чиновничьей России. Сатира этого писателя затронула современных ему чиновников в таких произведениях, как «Ревизор», «Шинель», «Записки сумасшедшего». Эта тема нашла свое отражение и в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», где, начиная с седьмой главы, чиновничество находится в центре внимания. В отличие от детально обрисованных в этом произведении портретов помещиков образы чиновников даны только несколькими штрихами. Но они настолько мастерские, что создают у читателя полное представление о том, каким был российский чиновник 30-40-х годов XIX столетия.
Это и губернатор, вышивающий по тюлю, и прокурор с черными густыми бровями, и почтмейстер, остряк и философ, и многие другие. Созданные Гоголем портреты-миниатюры хорошо запоминаются по характерным деталям, которые дают полное представление о том или ином персонаже. Вот, например, почему начальник губернии, человек, занимающий очень ответственную государственную должность, описан Гоголем как добряк, вышивающий по тюлю? У читателя напрашивается мысль, что больше он ни на что не способен, раз его характеризуют только с этой стороны. Да и у занятого человека навряд ли найдется время для такого занятия. То же можно сказать и про его подчиненных.
А что мы знаем из поэмы о прокуроре? Что, он, как человек праздный, верно, сидит дома. Так о нем отзывается Собакевич. Один из самых значительных чинов города, призванный следить за законностью, прокурор не утруждал себя государственной службой. Он занимался только подписыванием бумаг. А все решения принимал за него стряпчий, «первый хапуга в мире». Поэтому когда прокурор умер мало кто мог сказать, что было выдающегося в этом человеке. Чичиков, например, подумал на похоронах, что единственное, чем может запомниться прокурор, — это густыми черными бровями. «…Зачем он умер, или зачем жил, один Бог ведает» — этими словами Гоголь говорит о полной бессмысленности жизни прокурора.
А каким смыслом наполнена жизнь чиновника Ивана Антоновича Кувшинное рыло? Набрать побольше взяток. Этот чиновник вымогает их, пользуясь своим служебным положением. Гоголь описывает, как Чичиков положил перед Иваном Антоновичем «бумажку», «которую тот совершенно не заметил и накрыл тотчас книгою». Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» не только знакомит читателя с отдельными представителями чиновничества, но и дает их своеобразную классификацию. Он делит их на три группы — низшие, тонкие и толстые. Низшие представлены мелкими чиновниками (писари, секретари). Большинство из них пьяницы. Тонкие — это средняя прослойка чиновничества, а толстые — губернская знать, которая умеет извлекать немалую пользу из своего высокого положения.
Автор дает нам также представление об образе жизни российских чиновников 30-40-х годов девятнадцатого века. Гоголь сравнивает чиновников с эскадроном мух, налетающих на лакомые кусочки рафинада. Их занимают игра в карты, попойки, обеды, ужины, сплетни. В обществе этих людей процветает «подлость, совершенно бескорыстная, чистая подлость». Гоголь изображает это сословие как воров, взяточников и бездельников. Вот почему они не могут уличить Чичикова в его махинациях — они связаны круговой порукой, у каждого, что называется, «рыльце в пушку». А если они попытаются задержать Чичикова за мошенничество, все их грехи вылезут наружу.
В «Повести о капитане Копейкине» Гоголь завершает данный им в поэме коллективный портрет чиновника. Равнодушие, с которым сталкивается герой войны инвалид Копейкин, ужасает. И здесь уже речь идет не о каких-нибудь мелких уездных чиновниках. Гоголь показывает, как отчаявшийся герой, который пытается получить положенную ему пенсию, доходит до самых высоких инстанций. Но и там он не находит правды, сталкиваясь с полным равнодушием высокопоставленного петербургского сановника. Тем самым Николай Васильевич Гоголь дает понять, что пороки поразили всю чиновничью Россию — от маленького уездного городка до столицы.
Эти пороки и делают людей «мертвыми душами». Острая сатира автора не только выставляет напоказ чиновничьи грехи, но и показывает страшные социальные последствия бездеятельности, равнодушия и жажды наживы.