Роман «Золотой теленок» я прочитал после того, как познакомился с первым романом Ильфа и Петрова — их бессмертным произведением «Двенадцать стульев». Меня так увлекли приключения авантюриста Остапа Бендера и неудачника Кисы Воробьянинова, что я почти сразу же после «Двенадцати стульев» начал читать «Золотого теленка».
Этот роман является чем-то вроде продолжения «первого — рассказывает о дальнейших приключениях Остапа Бендера после того, как его попытался убить ослепленный близким богатством Воробьянинов.
«Золотой теленок» был написан в 1931 году двумя молодыми советскими журналистами — Ильей Ильфом и Евгением Петровым (интересно, что фамилии обоих создателей романа — это псевдонимы). Жанр романа можно определить как социальную сатиру, но, кроме того, «Золотой теленок» тесно связан и с так называемым «плутовским романом». Это произведение рассказывает о приключениях «неутомимого и бесстрашного мошенника» Остапа Бендера и его «команды».
Итак, после провала операции «Двенадцать стульев» Бендер не потерял надежды разбогатеть и переехать жить в Рио-де-Жанейро. В его талантливом мозгу рождается другой план — с помощью шантажа отнять часть денег у подпольного советского миллионера Корейко.
Остап со свойственным ему энтузиазмом берется за осуществление этой операции. Совершенно случайно на его пути попадаются люди, которые становятся помощниками Бендера — «сын лейтенанта Шмидта» Шура Балаганов, старый неудачник Паниковский, простодушный обладатель «шикарной» «Антилопы-Гну» Адам Козлевич.
За приключениями этой «гоп-компании» мы следим на протяжении всего романа. А вместе с этим много чего узнаем о советской жизни и нравах советского общества 20-30-ых годов. Например, о том, что существовали подпольные миллионеры в стране, в которой быть богатым считалось постыдным. Конечно, эти люди заработали свои деньги обманным путем — но по-другому они и не могли это сделать в СССР, где частный бизнес считался преступлением. Зато, как мы понимаем из «Золотого теленка», процветало воровство колоссальных масштабов.
Конечно, господин Корейко не вызывает у меня особых симпатий — авторы выписали этот образ так, что он вызывает отвращение. Но в чем-то я сочувствую этому человеку, который стремится быть свободным в несвободной стране.
Я знаю, что многое, описанное в «Золотом теленке», «ушло в народ» и стало «крылатым». Это касается образов (например, знаменитая контора «Рога и копыта») и выражений (почти вся эта книга, как и «Двенадцать стульев», впрочем, разошлась на цитаты).
Но, кроме того, и многие ситуации в «Золотом теленке» тоже стали «крылатыми». Особенно мне нравится эпизод с «золотой гирей», авантюра с конторой «Рога и копыта», участие Бендера и его компаньонов в автопробеге, эпизод кражи Паниковским гуся и еще многие другие.
Из героев «Золотого теленка» я выделяю, прежде всего, самого Остапа Бендера. Несмотря на неоднозначность этого характера (он обладает как положительными, так и отрицательными чертами), персонаж наделен огромным обаянием и невольно вызывает симпатию. Бендер изобретателен, остроумен, неутомим в своем желании разбогатеть.
Конечно, он идет к своей цели «по трупам», не жалея никого и ничего. Для этого героя не существует «ничего святого». Но мы понимаем, что это всего лишь книжный персонаж, следить за приключениями которого — одно удовольствие.
Кроме того, мне симпатичен и по-детски наивный и простоватый Шура Балаганов, и трусливый неудачливый Паниковский, и добродушный Козлевич. Эти герои, мне кажется, невольно вызывают симпатию, заставляют сопереживать им, помимо своей воли желать удачи в их авантюре. Лично я хотел бы, чтобы Бендер и его компания получили деньги и осуществили каждый свою мечту. Очень жаль, что эти персонажи потерпели неудачу.
Конечно, по-другому и быть не могло — как еще могли завершить свой роман советские авторы, порицавшие тягу к золотому тельцу (богатству)? Ведь даже в названии романа этот образ снижен и высмеян. Мы понимаем, что образ жизни Остапа Бендера и его «друзей», их приключения — это не образец для подражания, что об этом увлекательно лишь читать, но не повторять в жизни. Ведь, по сути, все герои — несчастные и одинокие люди, не нашедшие себе места в жизни.
Однако, на мой взгляд, и у них есть чему поучиться — прежде всего, целеустремленности, оптимизму, чувству юмора, находчивости, а в определенной степени — даже доброте и взаимовыручке.
Я считаю «Золотого теленка» Ильфа и Петрова одним из лучших сатирических романов русской литературы, классикой жанра и непревзойденным образцом, прочитать который следует каждому.