Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» подарил русской литературе галерею замечательных образов, раскрытых с психологической точностью. Прослеживая судьбы главных героев, каждый неравнодушный ценитель его творчества наслаждается истинным искусством психологического анализа и слова. Именно поэтому образы романа «Война и мир» стали настолько узнаваемыми.
Одним из таких замечательных образов является образ Пьера Безухова. На протяжении всего первого тома трудно предположить, что этот герой в последствии станет одним из главных персонажей в романе. Толстой дает широкую экспозицию образа Пьера. Кроме самых первых сцен, он в основном раскрывается в плане психологического анализа, который постепенно становится все более и более важным элементом повествования. К тому же, для характеристики Пьера Толстой впервые использовал такой прием, как «несобственно прямая речь», который употреблялся в основном во внутренних монологах героя. Это было подлинное открытие писателя.
Для раскрытия этого образа Толстой использует основной сюжетный ход — сценических эпизод. В первом томе Пьер предстает перед нами добродушным, наивным простаком, которому достается «по случайности», как многие считали, огромное состояние графа Безухова. Он моментально превращается в глазах общества из отвергаемого чудака в самую хорошую «партию» для дочерей. И, конечно же, в жены ему прочат самую красивую девушку из доступного ему теперь высшего света — Элен Курагину.
Казалось бы, дальнейшее развитие образа предопределено. Пьер — один из тех молодых состоятельных добряков, которому суждено обеспечивать блистательную жену и сохранять видимость счастливой семьи, закрывая глаза на неизбежные измены супруги. И вроде бы, на первый взгляд, подтверждением такого предположения является сцена объяснения Пьера с Элен во второй главе третьей части первого тома.
Л. Н. Толстой переносит нас в день именин Элен Курагиной, куда был приглашен и Пьер. Все гости, супруги Курагины и их дочь ожидали от нашего героя прямого объяснения в своих чувствах к Элен. Пьер это понимал и поддавался всеобщему настроению. Только у него никак не хватало смелости довести дело до конца, сделать этой великосветской красавице предложение. «Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», — рассуждал Пьер, оставшись наедине с Элен. Он заводил разговоры о постороннем, чтобы только оттянуть момент признания.
Но тут сердобольный отец Элен — князь Василий — решил ускорить решение этого дела. Именно «делом» являлся для него брак дочери с Пьером, причем, очень выгодным. Он был абсолютно равнодушен к внутренним переживаниям героя, поэтому действия его были так грубы и бестактны.
Князь вошел в комнату «необыкновенно-торжественно», поздравив Пьера и Элен уже якобы со счастливым разрешением «дела», о котором он будто бы узнает от жены. Пьер в этот момент думал только об одном: «Все это так должно было быть и не могло быть иначе».
Граф Безухов не рассуждал, хорошо это или плохо. Он смирился с таким поворотом судьбы и, в конце концов, признался Элен в любви. При поверхностном рассмотрении этого эпизода можно сделать вывод о безволии Пьера, об отсутствии у него собственных убеждений. Но это неточно, так как далее из романа мы узнаем, что, разобравшись в своей жене, он все-таки находит в себе силы порвать с ней. Это доказывает ошибочность предположения о том, что герой — весьма посредственный человек с предопределенной судьбой. Но если эти предположения ошибочны, что же хотел тогда показать в Пьере Толстой в этом эпизоде?
Если внимательно вчитаться в него, становится ясно, что герой — это человек, внутренний мир которого очень сложен. Иллюстрируют это его постоянные внутренние рассуждения о том, что он чувствует к Элен, о природе этого чувства. Он понимает, что влюблен, но не может наслаждаться этим состоянием, потому что чувствует его «нечистоту». Чувства к этой женщине возникли у героя из физического желания.
Пьер постоянно анализирует ситуации, в которых оказывается. Например, разговоры с Элен, в которых он чувствовал себя ниже ее по развитию, хотя она не говорит ничего слишком умного. Писатель показывает контрастность чувств, которые переполняют Пьера по отношению к Элен. Обожание граничит у него с раболепием, влюбленность носит характер навязанности. Герою тяжело с этой чужой для него женщиной, с которой он не может найти общего языка.
Л. Н. Толстой рисует нам героя, внутри которого кипят живые чувства, эмоции и переживания. Он противопоставлен во всем романе и, в частности, в данном эпизоде людям с «мертвой душой», к которым относятся Элен и князь Василий. Последний представлен здесь во всей своей неприглядности.
Таким образом, рассмотренный эпизод очень важен для раскрытия образа Пьера Безухова.