Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях писатели используют описания природы, ее влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их душу, характеры, поступки.
И. С. Тургенев известен читателям как большой мастер пейзажа. И хотя в повести «Первая любовь» пейзажных зарисовок не слишком много, все они очень выразительны, разнообразны и не случайны в тексте.
Каждый пейзаж в произведении играет определенную роль. Например, картина так называемой «воробьиной ночи», когда где-то далеко проходит гроза. Такое же новое чувство, сходное с блистанием молнии, впервые вспыхивает в душе главного героя Владимира, когда он возвращается из дома Засекиных, очарованный Зинаидой. Прочитав описание этой ночной грозы, мы как будто представляем, что происходит в душе шестнадцатилетнего юноши: «На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии. Эти немые молнии, эти сдержанные блистания, казалось, отвечали тем немым и тайным порывам, которые вспыхивали также во мне. Утро стало заниматься; алыми пятнами выступила заря. С приближением солнца все бледнели и сокращались молнии…И во мне исчезли мои молнии. Я почувствовал большую усталость и тишину…но образ Зинаиды продолжал носиться, торжествуя над моею душой». Как точно, через это описание природы, автор воссоздает то новое чувство, которое захватило главного героя.
Влюбленный Володя не может больше ни о чем думать, работать. Он, «как привязанный за ножку жук», кружит вокруг дома, где живет Зинаида, или часами сидит на высоких каменных развалинах и глядит, ничего не видя вокруг. А на самом деле вокруг него хотя и будничный, но очень живой пейзаж: «По запыленной крапиве лениво перепархивали белые бабочки, бойкий воробей садился недалеко и раздражительно чирикал, поворачиваясь всем телом и распустив хвостик, недоверчивые вороны изредка каркали, сидя высоко на обнаженной макушке березы; солнце и ветер тихо играли в ее жидких ветках; звон колоколов Донского монастыря прилетал по временам…». И мы понимаем Володю, его романтическую натуру, видим всю глубину и силу его чувства. Все, происходящее в природе, находит отклик в его душе: «Я сидел, глядел, слушал и наполнялся весь каким-то безымянным ощущением, в котором было все: и грусть, и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни…».
Полной противоположностью состоянию Зинаиды является пейзаж, окружающих ее в саду. «Ей было очень тяжело, она ушла в сад и упала на землю, как подкошенная». А «кругом было светло и зелено; ветер шелестел в листьях деревьев. Где-то ворковали голуби, и пчелы жужжали. Сверху ласково синело небо…». Красивая и светлая природа здесь как средство показать, как плохо и тяжело в это время Зинаиде.
Когда Володя, в состоянии сильного волнения и страха, следит ночью за домом Зинаиды, вся природа, как будто, помогает нам понять те чувства, которые испытывает он: «Ночь была темна, деревья чуть шептали, с неба падал тихий холодок. Но небу сверкнула огненная полоска: звезда покатилась. И вдруг все стало глубоко безмолвным кругом, как это часто бывает в середине ночи….Даже кузнечики перестали трещать». Вся окружающая природа тоже испытывает странное волнение и напряжение и, как будто, невольно влияет на юношу.
Очень точно описывает автор состояние Володи, когда он узнает правду об отношении своего отца к Зинаиде: «То, что я узнал, было мне не под силу….Все было кончено. Все цветы мои были вырваны разом и лежали вокруг меня, разбросанные и истоптанные». Этот маленький отрывок пейзажа так хорошо показал душевную трагедию героя, что трудно найти более подходящие слова.
Все пейзажные зарисовки автора, по-моему, очень яркие, талантливые, еще раз показывают необычайную красоту природы и раскрывают широкую душу русских людей.