Наверное, называть какие-либо персонажи «Грозы» внесюжетными, эпизодическими не вполне правильно. Да, они упоминаются эпизодично, на первый взгляд служат фоном к общей сюжетной конструкции, являются, как тот же Борис, предметом обстановки. Но роль их весьма важна, без них все произведение могло бы рассыпаться, как рассыпается дом, не имеющий связывающей арматуры. Этот же Борис настолько чужд атмосфере городка, что без него анализ этой атмосферы был бы безвкусен, как бывает безвкусна несоленая пища. Он — своеобразная приправа, обостряющая восприятие главного, так что Борис, осознающий свою чуждость, весьма важен, хотя при литературном анализе выводится в группу эпизодических персонажей.
Интересен еще один образ — Варвары, в самом имени которой закодированы варварские начала, языческие замашки. Она своеобразный «антоним» Катерины.
А вот если обдумать роль Феклуши, используя необходимую при рассмотрении пьес Островского расшифровку символики имен, то ее имя, переведенное как «божественная», вполне соответствует образу странницы. И ее подружка Глаша («сладкая») действительно обожает слушать «сладкие» Феклушины рассказы.
Большинство современников Островского видели основу «Грозы» в бытовом конфликте. Так ли это? Неужели это банальная любовная драма, типичный треугольник между Катериной, Борисом и Тихоном, в котором они все должны быть персонажами действующими? Честно говоря, подобная трактовка выглядит слишком мелкой для драматурга такого высокого уровня. Не логичнее ли оценивать пьесу как трагедию, в которой действие происходит в душе у Катерины, а все остальные персонажи эпизодичны, внесюжетны…
Вот тогда их задача создавать атмосферу патриархальности, того консерватизма, который многие социологи считали спасением общества, выполнена с блеском. На их унылом фоне разворачивается внутренняя трагедия Катерины, и ее смерть подчеркивает несостоятельность консерваторов.
Тогда еще ярче видна и роль Кабанихи, на первый взгляд второстепенная. У Марфы Игнатьевны много общего с Катериной. Она верит в «эквивалентный обмен» с Богом, она такая же максималистка, но замкнутая на староверческих обрядах. И честно говоря, не жестокость Кабанихи губит Катерину, а сочувствие Тихона.
В диалогах с Кабанихой вырастает роль Феклуши, она как бы проповедник старого, патриархального, хотя сама по себе, по своей сути — хитрая тунеядка, умеющая «вкусно» говорить для собственного блага.
Функции в пьесе Варвары, Кудряша и Шапкина можно объединить. Все они в душе своей язычники, то есть люди противоположные мировоззрению Катерины. Они сыграли свою роль в завязке драмы и перешли в фон, оттеняющий ее поступок.