В романе Тургенева «Отцы и дети», на первый взгляд, отсутствует религиозная тема. И действительно, произведение повествует об очень «земных» проблемах — о конфликте двух поколений, о столкновении кардинально противоположных мировоззрений. Но именно в раскрытии этого конфликта важную роль играет религиозная тема, и, в том числе, религиозная символика.
Она появляется уже в самом начале романа. Мы помним, что по дороге в Марьино Аркадию и его спутникам открываются нерадостные пейзажи — во владениях Николая Петровича Кирсанова царят бедность, запустение и заброшенность. Под стать неухоженным полям да нищим мужичкам «и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами».
Заброшенные церкви, на мой взгляд, характеризуют нелегкую эпоху после отмены крепостного права и внутреннюю растерянность людей, когда к новым условиям приходилось приспосабливаться и бывшим помещикам, и свободным крестьянам. Возможно, символизируют они и духовную сферу жизни, которая в 60-ые годы 19 века стала отходить на второй план — в обществе появились другие, сугубо практические, интересы, выразителем которых в романе становится Евгений Базаров.
Этот человек, конечно, не верит в Бога, как не верит он во все идеальное, возвышенное. Недаром, на мой взгляд, Базаров увлечен именно естествознанием — он «режет лягушек» как будто для того, чтобы доказать «небожественное» происхождение всего живого. Кроме того, этот герой отрицает религию и потому, что не признает вечных ценностей «отцов», презирает все их авторитеты.
Друг Базарова, Аркадий, пытается подражать ему. Однако мы видим, что вера в Бога впитана им с молоком матери, как и любовь к искусству, уважение к семье. Это проскальзывает в речи героя: «- Ну, словом, — продолжал Аркадий, — он глубоко несчастлив, поверь мне; презирать его — грешно». Кроме того, наедине с собой, молодой человек молится: «Аркадий вспомнил Егоровну, вздохнул, и пожелал ей царствия небесного… О себе он не молился».
Все герои романа, чтящие ценности «отцов», верят в Бога. Так, в комнате Фенечки всегда горит лампадка перед образом Николая-чудотворца. Эта деталь лучше многих слов выражает любовь девушки к Николаю Петровичу, ее предназначение быть женой и матерью. Кроме того, немаловажно, что чувство Николая Петровича к Фенечке росло и крепло в церкви: «и только по воскресеньям Николай Петрович замечал в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица». Думаю, эта деталь как будто подтверждает «законность» отношений героев, то, что их, несмотря на общественное неодобрение, благословил сам Господь.
Судьба брата Николая Петровича — Павла Петровича — тоже ознаменована религиозными символами. Вспомним, что жизнь этого героя полностью изменилась после его встречи с роковой княгиней Р. Эта красивейшая женщина, пользующаяся огромным успехом у мужчин, была очень несчастна: «по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над псалтырем». Ночью она как будто замаливала те грехи, что совершила днем.
Лишь к концу жизни княгиня поняла причину так мучающей ее саму «загадочности» — вечные неудовлетворенность и поиски были ее крестом в христианском значении этого слова. Неслучайно поэтому героиня прислала Павлу Петровичу свое кольцо со сфинксом, где «она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест — вот разгадка».
Несет свой крест, как мне кажется, и Павел Петрович Кирсанов. Несмотря на всю свою внешнюю «силу» и независимость, он очень одинокий и несчастный человек. И — очень далекий от Бога, возможно, потому, что, кроме княгини Р., этот гордый человек никогда и никого не любил. Это подчеркивают строки эпилога романа: «Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится и начнет почти незаметно креститься…»
Наконец, религиозная символика «окружает» в «Отцах и детях» образ Базарова. Тургенев развенчивает нигилистические заблуждения героя, заставляя его полюбить — понять, что он такой же человек, как и все. Символично в этом смысле описание церкви, находящейся по соседству с имением Анны Сергеевны Одинцовой: «Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла… в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco над главным входом, представлявшею «Воскресение Христово». Автор как будто предзнаменует духовное воскресение героя, которое он переживет, влюбившись в Одинцову.
Пронизаны религиозной символикой и сцены прощания больного Базарова с жизнью и с близкими ему людьми. Теперь, перед лицом смерти, этот герой осознает «внеземное» таинство рождения и ухода человека из этого мира. Именно поэтому он просит отца помолиться за него, не возражает, когда родители предлагают ему собороваться.
Больше того, при прощании с Одинцовой Базаров именует свою жизнь «угасающей лампадой». Эта религиозная метафора в полной мере отражает коренной перелом в сознании героя, принципиальное изменение его взглядов относительно ценностей «отцов».
Роман заканчивается описанием старого заброшенного кладбища и могилы Базарова. Эти строки ставят финальную точку в земной судьбе «страстного, грешного, бунтующего сердца». И она преподносится автором именно в религиозно-философском ключе: «не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
Таким образом, религиозная символика играет важную роль в романе Тургенева «Отцы и дети». Она помогает раскрыть основную идею романа — о вечной значимости непреходящих ценностей, о созидающей роли любви, о божественном всепрощении, о мудрости и бесконечности жизни.