Первая половина 20 века была для России очень тяжелой, наполненной большим количеством событий. Революция 1917 года полностью сломала прежние устои, перевернула жизнь страны. Последовавшие за ней жестокие, кровавые, голодные годы оставили в сердцах людей неизгладимый след. Практически все писатели того периода касались в своих произведениях темы революции и гражданской войны. Не был в этом плане исключением и И. Бабель.
В 1920 году писатель попал в Первую конную армию. Впечатления от увиденного Бабель неизменно заносил в тетрадку. Это в дальнейшем и стало основой сборника новелл «Конармия», вышедшего в свет в 1926 году.
Один из рассказов называется «Соль». Он оформлен как письмо в редакцию. Главное действующее лицо рассказа — автор письма красноармеец Никита Балмашев, образ, вобравший в себя характерные черты психологии вершителей власти того времени. Именно его глазами, глазами простолюдина, фанатично отстаивающего поверхностно понятые идеалы революции, мы видим разворачивающуюся в произведении историю. Перед нами предстает еще одно свидетельство жестокости того времени, не перестающей поражать все новыми и новыми подробностями деградации моральных ценностей исполнителей буквы закона. В вагон с солдатами, к великому, как ей наверняка казалось, счастью, попадает женщина с ребенком, который на самом деле оказывается солью, спасительным продуктом, может быть, именно для того и нужным, чтобы прокормить настоящее дитя. К сожалению, план ее оказывается не таким удачным, ведь истинный «боец революции» Никита Балмашев знает меру милости человеческой, ум его всегда на страже порядка. Очень скоро он подмечает, что дитя «титек не просит, на подол не мочится и людей со сна не беспокоит…». Сорвав со свертка пеленки, он словно срывает с себя пробившуюся было через затвердевший налет грубости, насилия и мародерства человечность. Ослепленный такой наглостью со стороны «вредной гражданки» и стыдом перед «казачками», он не задумываясь сбрасывает ее с движущегося поезда, а потом, увидев, что она жива, решает спрыгнуть вслед за ней и добить. Но «заботливые» бойцы советуют ему довершить начатое винтовкой. Так обрывается жизнь «гнусной контрреволюционерки», выбравшей «подлую дорожку» выживания в нечеловеческих условиях. Так восходит кровавое, неоправданно жестокое солнце революции, выжигающее своими лучами милосердие, понимание и сострадание в тех, кто эту революцию вершит.
Если у читателя подобная история вызывает бурю эмоций и переживаний, то позиции И. Бабеля по отношению к героям и событиям рассказа здесь как таковой не прослеживается. Есть вещи, говорящие сами за себя. Они не требуют дополнительного авторского комментария, способного повлиять на отношение читателя к описываемому, особенно если предполагаемая оценка рассказа заведомо однозначна. Горькая ирония кроется в выборе писателем повествующего лица. С помощью него, как с помощью зеркала, он отражает все отрицательные стороны гражданской войны и революции. Боец Никита Балмашев, не только не отдает себе отчета в том, какие дикие вещи он рассказывает, он гордится стремлением «беспощадно поступать со всеми изменниками», к которым причисляет и погибшую бедную женщину. С каким воодушевлением он это делает! Только вместо сочувствия к нему испытываешь отвращение и даже жалость, как к обманутому временем.
Смена власти вытащила на свет все темные помыслы человека, всю его малограмотность, извращенность и душевную черствость. В руках именно таких людей оказались судьбы множества мирных граждан, пытавшихся просто выжить в тех жутких условиях. Но вместо заботы они чувствовали только страх и обреченность. Обо всем этом болела душа Бабеля, об этом были его мысли, так ярко изложенные в рассказе «Соль». Эта яркость была достигнута не только с помощью стремительно развивающихся событий сюжета, но и с помощью языка главного героя Балмашева.. Его речь пестрит просторечиями: «кой-чего», «семь ден тому назад», «с грудным дитем на руках».Они перемешаны с нелепыми канцеляризмами: «вышеизложенную станцию», «фигурировала небезызвестная соль». Эти новомодные словечки, несомненно, придавали человеку, их употреблявшему, важности и в собственных глазах, и в глазах окружавших его людей. На самом же деле такой язык легко обнаруживает безграмотность говорящего, характеризует его как человека, которому не место у власти. Но, к сожалению, таких людей в те неспокойные времена было немало.
Все эти герои до сих пор вызывают резкое осуждение у обычного читателя, заставляют еще раз задуматься над тем, что неожиданно обретенная власть может сделать с обычным человеком. Перечитывая это рассказ, начинаешь испытывать невольную благодарность за такое красноречивое напоминание о непреходящей необходимости оставаться человеком в самом лучшем смысле этого слова. Благодарность эта усиливается от сознания тяжести судьбы писателя. И. Бабель был уличен в предательстве Родины и расстрелян. На его «Конармию» поставили клеймо вредоносности, лишний раз подчеркнув правдивость и обличительный характер рассказов, которые в наше время продолжают открывать тайны далеко не безоблачного прошлого России.