Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — вершинное произведение писателя. Замысел этой книги возник в 1928 году, а работа над ней начата в 1929. Роман имел варианты названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом», «Гастроль Воланда». Но первая редакция произведения была уничтожена самим Булгаковым, когда тот узнал, что пьеса «Кабала святош» была запрещена: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 г. Вторая редакция романа, создававшаяся вплоть до 1936 г., имела подзаголовок «Фантастический роман» и варианты названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился», «Пришествие», «Черный маг» и «Копыто консультанта».
Третья редакция «Мастера и Маргариты», начатая во второй половине 1936 г. или в 1937 г., первоначально называлась «Князь тьмы», но уже во второй половине 1937 г. появилось хорошо известное теперь название «Мастер и Маргарита». В мае — июне 1938 г. фабульно завершенный текст романа впервые был перепечатан.
Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и поэтому роман стал уникальным документом той примечательной эпохи. И, в то же время, это глубокомысленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность.
В романе поднимаются важные жизненные вопросы, многие века стоявшие перед художниками слова: добра и зла, подлости и коварства, свободы и несвободы, смысла жизненного счастья, любви и ненависти, истины и лжи. Многомерность «Мастера и Маргариты» позволяет каждому вдумчивому читателю сделать свое открытие.
Роман, состоящий из тридцати двух глав с эпилогом, делится на две части. Строятся они в основном по хронологической канве. Первая из них, несмотря на некоторые странные события, связанные с загадочным появлением Князя тьмы со своей свитой, в основном реалистичны. Во второй части больше все-таки ирреального и символичного.
Воланд знает цену всему: невежеству и бездуховности, страсти и деньгам и т. д. Он признает, что по-настоящему истинно и ценно творчество Мастера, любовь и достоинство Маргариты, раскаяние Понтия Пилата. У него нет презрительного отношения к людям.
Воланд даже способен на благородные поступки, например, по отношению к Мастеру и Маргарите. Образ Мастера совсем нечетко обрисован в романе. Он трудолюбив, непритязателен, благороден. Но он не принадлежит самому себе, ему доступнее высокие сферы, чем земные. Главное признание Мастера — писательская деятельность, и в этом для него истинное счастье. Он пишет правду о своем нелегком времени, о добре и справедливости, о том, чего так не хватает людям.
Мастеру же важно изобразить жизнь так как, как он ее понимает. Непризнание, конечно же, огромная трагедия для творческой личности. Но Мастер — не борец, а только исполнитель. В глубине сознания он жаждет успеха, но не это является для него главным. Цель его творчества — выразить себя и свое отношение к окружающей действительности. Трагедию, которая постигла Мастера, помогла ему преодолеть Маргарита. Она без всяких колебаний разделяет участь своего возлюбленного. Только по-настоящему любящий человек может решиться на столь безумный поступок, но Маргарита шла на встречу своему счастью, хотела добиться его во что бы то не стало, а потому не скупится ни на что, делает все, что в ее силах.
Булгаков несколько раз обращается к сцене смерти Мастера и Маргариты. Покой — награда умершим за все земные страдания, а их влюбленным выпало немало, а потому, вполне можно считать, что счастье они все же обретают.. после смерти…
Идеи и проблемы, поставленные в романе, дают богатую пищу для размышлений, что под силу только высокохудожественному произведению. Написанный в прошлом веке, роман и до сегодняшнего дня не потерял своей актуальности. Своим появлением он значительно обогатил отечественную классику.