Роман И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» отличается простотой сюжета и в то же время глубокой разработкой характеров.
Автор показывает идейные споры того времени, главными оппонентами в которых являются Лаврецкий и Паншин, Лаврецкий и Михалевич.
Но наряду с этим в романе получила освещение проблема столкновения любви и долга. Она раскрывается через взаимоотношения Лаврецкого и Лизы.
Образ Лизы Калитиной — огромное достижение Тургенева. Она обладает природным умом, тонким чувством. Это воплощение чистоты и доброжелательности. Лиза требовательна к себе, привыкла содержать себя в строгости. Ее комнату Марфа Тимофеевна называет «келейкой» — до такой степени она похожа на монастырскую келью.
Воспитанная с детства в религиозных традициях, Лиза глубоко верует в Бога. Ее привлекают требования религии: справедливость, любовь к людям, готовность пострадать за других. Для нее характерны сердечность, любовь к прекрасному. Лиза — истинная патриотка. Душа ее полна любви — не только к окружающим ее людям, но и к простому народу, с которым она неразрывно связана.
Таковы основные черты характера Лизы. Все это создает образ, который в литературе получил особое обозначение — «тургеневская девушка».
Но тургеневская девушка — и Лиза не исключение — обычно несчастна в любви. Лиза готова идти за своим любимым хоть на край света, но обстоятельства этого не позволяют. Их с Лаврецким счастье рушит внезапный приезд Варвары Павловны, его жены, считавшейся умершей. Теперь Лиза считает свое чувство к Лаврецкому не только недопустимым, но и греховным. Воспитанная набожной Агафьей, Лиза уверена, что брак — это нечто вечное, освященное религией, Богом. Поэтому она беспрекословно подчиняется судьбе и примиряется со случившимся, так как она считает, что нельзя достичь счастья ценой нарушения общечеловеческих норм.
Этим она близка большинству образов, выписанных Тургеневым. Вспомним хотя бы Елену Стахову из романа «Накануне» или Наталью Ласунскую из «Рудина». Они готовы поступиться правилами, установленными в светском обществе, ради любимого, но никогда не перешагнуть через собственные нормы морали.
Такова и Лиза. Она могла бы пренебречь законами света, но брак, а в особенности дети, — это для нее свято; она не посмеет даже и думать о разрушении этих уз, пусть они остались неразрывными только перед Богом.
Твердость духа Лизы проявляется еще и в ее уходе в монастырь, казалось бы, руководствуясь доводами разума, она вполне могла бы выйти замуж за того же Паншина, и они составили бы прекрасную пару, несмотря на то, что она не любит его — мало ли заключается подобных браков? Но она не смеет поднять руку на чувство, которое принадлежит одному — Лаврецкому.
В романе «Дворянское гнездо» мы видим поиск Тургенева идеала, какой был у Пушкина. Лиза Капитина объединяет в себе все то, о чем мечтает автор для своих героинь: скромность, душевную красоту, способность глубоко чувствовать и переживать, а главное — способность любить, любить самоотверженно и безгранично, не страшась самопожертвования. Именно это мы видим в образе Лизы. Она «уходит» от Лаврецкого, узнав, что его законная жена жива. Она не позволяет себе сказать ни слова ему в церкви, куда он пришел повидаться с нею. И даже спустя восемь лет при встрече в монастыре она проходит мимо: «Перебираясь с клироса на клирос, она прошла близко мимо него, прошла ровной, торопливо-смиренной походкой монахини — и не взглянула на него; только ресницы обращенного к нему глаза чуть-чуть дрогнули, только еще ниже наклонила она свое исхудалое лицо — и пальцы сжатых рук, перевитые четками, еще крепче прижались друг к другу».
Ни слова, ни взгляда. Да и зачем? Былого не вернешь, а будущего нет, так к чему же тревожить старые раны?
В этом романе опять же проявляется твердость ее характера и сила любви: не причинять страданий любимому человеку хотя бы даже полунамеком на прошлое.
Вот какова она — «тургеневская девушка» — решительная, с огромной способностью самопожертвования, но в то же время нежная, милая и беззаветно любящая.
Лиза Калитина — великолепный образец силы духа, выраженной в безмерной любви и способности пожертвовать своим чувством ради счастья другого.