Повествователь «Войны и мира»: мыслитель, художник, психолог

Умышленно ищи всего хорошего, доброго, отворачивайся от дурного.
Л. Н. Толстой.
Л. Н. Толстой (1828-1910) знаменит не только как гениальный русский писатель. Весь мир знает этого человека как мощного философа, разработавшего свое религиозно-философское учение, талантливого педагога, активного общественного деятеля.
С детских лет Толстой был увлечен идеей самопознания и нравственного самосовершенствования. С 1847 г. и до конца жизни писатель вел дневник, в котором отразились его напряженные внутренние искания, мучительные сомнения и радостные

моменты обретения смысла. Записи в толстовском дневнике стали «человеческими документами», во многом — основой его художественных книг.
Первые литературные опыты писателя относятся к 1850 г. Именно с этого времени он работает над автобиографической повестью «Детство», пишет «Историю вчерашнего дня» — психологический «отчет» об одном из прожитых дней.
Огромное влияние на Толстого как на человека и на художника оказало его участие в Крымской войне (1851). Армейский быт и эпизоды этой жестокой войны послужили источником незабываемых впечатлений для Толстого, дали обильный материал для
военных произведений — рассказов «Набег» (1852), «Рубка леса» (1853-1855), «Севастопольских рассказов» (1855). В них впервые показана «непарадная» сторона войны: «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами… а в настоящем ее выражении — в крови, в страдании, в смерти…». «Окопная» правда и внутренний мир человека на войне — вот что интересовало писателя в первую очередь.
Первые публикации Толстого вызвали положительные отклики критики и читателей. Одна из самых проницательных характеристик творчества молодого писателя принадлежит перу Н. Г. Чернышевского. В статье «Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого» (1856) критик определил важнейшие особенности творчества Толстого: «чистоту нравственного чувства» и психологизм — внимание к сложнейшей стороне существования человека, которую Чернышевский назвал «диалектикой души».
В 1857 г., во время первой поездки в Европу (Франция, Италия, Швейцария, Германия), Толстой написал рассказ «Люцерн». Создав в нем образ западной «цивилизации», он поставил серьезные нравственные и философские проблемы. Впервые здесь была затронута тема отчуждения человека, продолженная в позднем творчестве писателя и в произведениях его последователей — писателей XX в.
Толстой с горечью писал о том, как люди, в общем добрые и гуманные, проявляют необыкновенную душевную черствость по отношению к конкретному человеку. Однако заканчивает рассказ писатель абстрактно-философским выводом о «разумности» мироздания: «Бесконечна благость и премудрость того, кто позволил и велел существовать всем этим противоречиям».
В 50-ые годы Толстой-художник избегал критики действительности. В этом писатель сознательно шел против течения, считая, что «склонность обращать внимание только на то, что возмущает, есть большой порок, и именно нашего времени». Он следовал нравственной максиме, которую сформулировал так: «Умышленно ищи всего хорошего, доброго, отворачивайся от дурного».
Толстой стремился совместить точность реалистических характеристик героев, глубокий анализ их психологии с поисками философских и нравственных основ жизни. Нравственная истина, по убеждению Толстого, конкретна и достижима — она может открыться человеку ищущему, беспокойному, недовольному собой.
Так, в повести «Казаки» во всей полноте проявился толстовский «руссоизм». В ней произошло сближение трех тем: «естественного человека», народной жизни и темы нравственных исканий дворянина. В «Казаках» «фальшивое» светское общество противопоставлено гармоническому сообществу людей, близких к природе. «Естественность» для Толстого — основной критерий оценки нравственных качеств и поведения людей. «Истинной» жизнью, по его мнению, может быть только «вольная» жизнь, основанная на понимании мудрых законов природы.
В конце 1850-х годов Толстой пережил острый духовный кризис. Новый поворот в жизни писателя существенно скорректировал его литературные планы. Однако, удалившись от литературной «суеты», он не оставлял работы над новыми произведениями. Так, с 1860 г., когда был задуман роман «Декабристы», постепенно складывался замысел крупнейшего произведения Толстого 1860-х гг. — романа-эпопеи «Война и мир».
Это произведение аккумулировало не только жизненный и художественный опыт, накопленный Толстым в 1850-е гг., но и отразило его новые интересы. В частности, педагогическая деятельность, женитьба и строительство собственной семьи обусловили пристальное внимание писателя к проблемам семьи и воспитания. «Мысль семейная» в произведении, посвященном событиям полувековой давности, оказалась столь же важной, как и «мысль народная», проблемы философско-исторические и нравственные.
Роман «Анна Каренина» (1873-1877), центральное произведение 1870-х гг., — новый этап в творческом развитии Толстого. В отличие от романа-эпопеи «Война и мир», посвященного изображению «героической» эпохи в жизни России, в проблематике «Анны Карениной» на первом плане оказалась «мысль семейная». Роман стал настоящим «семейным эпосом»: Толстой считал, что именно в семье следует искать узел современных общественных и нравственных проблем. Семья в его изображении — чуткий барометр, отражающий перемены в общественной морали, вызванные изменением всего пореформенного уклада жизни.
Таким образом, личность Л. Н. Толстого колоссальна по своим масштабам. Он проявил себя не только как талантливый писатель, но и как мощный философ, выдающийся педагог и общественный деятель. Все размышления и нравственные постижения Толстого сконцентрировались в его романе «Война и мир», где он проявил себя как гениальный мыслитель, художник и психолог.



spacer
Повествователь «Войны и мира»: мыслитель, художник, психолог