«Записки охотника» И. С. Тургенева увидели свет в 1852 году. В них писатель отразил свое видение и понимание крестьянского мира, простого русского народа.
«Записки охотника» сразу же вызвали недовольство властей. Правительство увидело в «Записках охотника» книгу, призывающую к отмене крепостного права. Тургенев показал бедственную, на грани голодной смерти, жизнь русского крестьянина. И, в то же время, своим произведением Тургенев утверждал, что русский народ не столь глуп, бездеятелен и безволен, как это принято было считать в высших кругах общества. Читателям «Записки охотника» понравились. Они открывали богатый духовный мир простого крестьянина, его талантливую и творческую натуру, его силу и мощь. Рассказы «Бежин луг» и «Бирюк» подтверждают это.
«Бежин луг» рассказывает о деревенских мальчиках, которые ушли в ночное. У костра они ведут увлекательные разговоры, которые невольно подслушивает рассказчик. Мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Все они очень разные: и по возрасту, и по социальному положению, и по внешности, и по характеру.
Но есть что-то общее, что их объединяет. Это их полная «погруженность» в мир народных верований, примет. Все герои верят в то, что существую домовые, лешие и водяные. Весь мир для них наполнен духами. Природа, по их мнению, живет своей, отдельной от человека, жизнью. Это сознание делает героев не просто необразованными и забитыми деревенскими детьми. Такая вера, состоящая их смеси языческого и христианского, позволяет увидеть мальчиков как развитых и полноценных детей. Мы понимаем, что это такие же мальчишки, как и все остальные, как и дворянские дети. Кроме того, мы замечаем поэтическую душу героев, их интересы и увлечения.
Каждый из героев рассказа — личность. Недаром писатель детально описывает своих героев и подчеркивает различия мальчиков в ходе разговора. Федя — самый старший, красивый и хорошо одетый, по-видимому, из богатой деревенской семьи. Петя, несмотря на свою неказистую внешность, «глядел… очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Лицо третьего мальчика, Илюши, «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Костя привлек внимание рассказчика «своим задумчивым и печальным взором». Самый маленький, Ваня, во время всего разговора не вылезал из-под рогожи. Он боялся рассказов мальчишек, но любопытство пересиливало. Ваня тихонько слушал, укутавшись в рогожу.
В центре рассказа «Бирюк» находится один герой — лесничий Фома. В окрестных деревнях о нем ходили легенды как о самом строгом и суровом лесничем. Было известно, что если «попадешься в его лапы», то пощады не жди.
И вот рассказчик сам сталкивается с этим героем. Фома — настоящий богатырь. Его молодецкая внешность («Он был высокого роста, плечист и сложен на славу», мужественное лицо, суровый взгляд) восхищают рассказчика. Выясняется, что у этого героя печальная судьба. Его бросила жена, оставив на его плечи двоих детей.
Живет Бирюк бедно, но он никогда не пользуется своим положением, чтобы чем-то разжиться. Бирюк всегда честно исполняет свои обязанности: «даром господский хлеб» не ест. Но и суровая душа этого героя не смогла не сжалиться над бедняком-крестьянином, которого Фома поймал на воровстве. Этот бедняк пошел на воровство от безысходности, видя своих умирающих от голода детей. Если Бирюк забрал бы у него лошадь, то он обрек бы всю семью бедняка на гибель.
Бирюк сомневается и мечется. Но, в конце концов, душа в этом герое победила чувство долга. Фома отпускает крестьянина вместе с его лошадью восвояси.
В «Записках охотника» Тургенев показал крестьян как талантливых, умных личностей, стремящихся к свободе и частью. Эти люди обладают нравственностью, моральными принципами, культурой. Эти люди достойны свободной, самостоятельной жизни. Именно эта мысль писателя, как мне кажется, так испугала власти, и так понравилась русскому читателю.