Четвертый роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в феврале 1862 года. Действие романа происходит летом 1859 года, перед крестьянской реформой. В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев признался, что прототипом Базарова стал молодой провинциальный врач Дмитриев, умерший незадолго до 1860 года. Черты героя Тургенев мог наблюдать и у соседа — провинциального врача В. И. Якушкина.
Базаров изображен в романе одиноким, не имеющим единомышленников. Он «рано родился». Он говорит Аркадию о будущем поколений: «Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся, не то что мы с тобой». Базаров является противником пустых фраз. Он хорошо понимает недостатки и опасности современного ему общества, «…когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок…» Слова, вновь ставшие актуальными в нынешнее неустойчивое время.
Тургенев критикует устами Базарова детей дворян. Он идет на решительный разрыв даже с теми, кто сочувствует его взглядам, но не имеет готовности к предстоящей борьбе. Характерна в этом смысле сцена прощания с Аркадием. Базаров говорит приятелю: «…для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки».
Тургенев в «Отцах и детях» критикует и попутчиков революционеров — Ситникова и Кукшину. В статье «Базаров» Писарев разъяснил, что Ситников — безмозглый прогрессист, а Кукшина — эмансипированная женщина. Базаров является представителем демократической молодежи, разночинцев. «Мой дед землю пахал», — с гордостью признается Базаров. Он сам не мыслит жизни без труда. В романе нет указаний на связь Базарова с революционной интеллигенцией. А момент был как раз перед падением крепостного права!
Тургенев не знал, как распорядиться дальше судьбой Базарова. Поэтому в романе героя постигает случайная смерть.
Герцен считал, что, «уцелей Базаров от тифа, он, наверное, развился бы вон из базаровщины, по крайней мере в науку, которую он любил и ценил». К. А. Тимирязев восхищается образом Базарова, отмечая в нем «…будущих Боткина, Сеченова…»
На мой взгляд, одиночество Базарова связано и с его занятиями наукой. Научные исследования захватывают интеллект человека, особенно в его возрасте, отнимают все его время, сознание и подсознание, день и ночь. Честолюбие, творческий азарт, упорство в работе — все это было в Базарове с избытком. А общественное признание его творческих успехов могло быстро изменить приложение кипучей энергии окончательно в сторону именно научной работы. В то время не так уж много было научных работников. Секреты природы приходилось штурмовать индивидуально. Да и сейчас метод «мозгового коллективного штурма» — вспомогательный инструмент в решении проблем.
Базаров — экспериментатор. Любой, кто хоть немного пробовал заниматься научными экспериментами, знает, как тяжело это происходит, какую массу непредвиденных осложнений приходится устранять для получения «чистого» результата. Не будет преувеличением утверждение, что ученый-экспериментатор понимает физическое явление лучше теоретика. Экспериментальная работа в науке тяжела даже просто физически: нужно собрать установку, макет собственными руками по собственному проекту при плохом материальном снабжении. Базаров борется за медицину на материалистической базе.
Тургенев, как глубокий художник, верно почувствовал эти особенности творчества в науке и дал понять читателю причины духовного одиночества Базарова.