Иван Сергеевич необычно построил свое произведение. Главная сюжетная линия часто прерывается рассказами о прошлом того или иного персонажа. На первый взгляд это кажется излишним та как рассеивает внимание читателя. Но если задуматься об этом серьезно, то понимаешь, что произведение написано не только о любви и о человеческих взаимоотношениях, но и об общественном долге (выборе между личной жизнью и долгом), о положении крестьян, особенно крепостных (ущемлении их прав «хозяевами»), о расхождении взглядов между западниками и славянофилами (спор между Лаврецким и Паншиным) и о любви к родине (мировоззрение Лизы и Лаврецкого). И тогда понимаешь, что в произведении Тургенева нет ни одного лишнего диалога, ни одной лишней подробности.
Лиза — это очень многогранный персонаж, сильный характером. Сначала, кажется, что это обычная молодая девушка, каких во все времена было множество, но постепенно в течение произведения нам открывается новые, все более интересные грани ее личности. Из окружающей среды Лизу выделяет необычная нравственная чуткость. Сначала мы узнаем, что она любит искусство и, в частности, музыку. Потом, в разговоре с Паньшиным, она раскрывается как добрая, человечная и скромная девушка. Впоследствии мы видим, что она искренне верит в бога. И умеет любить.
Главная тема произведения это любовь Лизы и Лаврецкого. Мы видим, как постепенно развиваются их чувства. Сами герои сначала не могут понять, что с ним происходит, боятся своих чувств. Но потом, когда эта пара уже начала осознавать свои переживания, и влюбленные были уже почти готовы поверить в свое счастье, произошла эта великая трагедия. Писатель очень аккуратно подступает к описанию чувств героев, он не передает все переживания, происходящие в душах героев, он только намекает на них. Немаловажную роль в этом процессе играют пейзажи и описания окружающей героев обстановки.
Первой причиной, из-за которой Лиза ушла в монастырь это естественно была несчастная любовь. Девушка была уже готова пойти навстречу своему счастью, но приезд жены Лаврецкого все разрушил. Девушка не смогла пойти против чувства собственного достоинства и совершила этот отчаянный шаг. Но это было далеко не единственная причина такого поступка. Д. И. Писарев справедливо замечает, что: «Не утешения искала она в монастыре, не забвения ждала она от уединенной и созерцательной жизни: нет! Она думала принести собою очистительную жертву, думала совершить последний, высший подвиг самоотвержения». Уход в монастырь не дал ей ни забвения, ни покоя. Тургенев показывает это в сцене последней встречи Лизы и Лаврецкого в монастыре. Она хотела отмолить все грехи. Девушка сама заявляет об этом в разговоре с Марфой Тимофеевной. «Я все знаю, и свои грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю все. Все это отмолить, отмолить надо». Из этих слов видно, что девушка давно хотел совершить такой шаг, а несчастная любовь была поводом, только еще больше утвердившим ее в своем решении.
Многие моменты в этом произведении имеют двойное дно. То, что на первый взгляд кажется очевидным, имеет тайный подтекст, как, например, уход Лизы в монастырь. Над этим произведением люди будут задумываться, и разгадывать его еще многие и многие года.