Почему Клара Милич выбрала Якова? (по произведению И. С. Тургенева «После смерти» («Клара Милич»)

Одной из ведущих тем творчества И. С. Тургенева является, несомненно, тема любви. На протяжении всего творческого пути писатель пытался осмыслить различные аспекты этого чувства, понять его природу и влияние на внутренний мир человека.
Тургенев понимал, что любовь — эмоция во многом необъяснимая, имеющая тайную природу, мистическую основу. Этому посвящен его рассказ «После смерти. (Клара Милич)». В основе сюжета — мистическая любовь меду двумя молодыми людьми — Яковом Аратовым и актрисой Кларой Милич.
Несомненно, на мой взгляд, что образ Клары Милич — главный в произведении. Он обладает реальными биографическим чертами: мы помним, что в жизни самого писателя огромную роль сыграла оперная певица Полина Виардо, чьи черты присутствуют в облике героини рассказа.
Яков впервые видит эту девушку на вечере у грузинской княгини: «Это была девушка лет девятнадцати, высокая, несколько широкоплечая, но хорошо сложенная. Лицо смуглое, не то еврейского, не то цыганского типа, глаза небольшие, черные, под густыми, почти сросшимися бровями, нос прямой, слегка вздернутый, тонкие губы с красивым, но резким выгибом, громадная черная коса, тяжелая даже на вид, низкий, неподвижный, точно каменный, лоб, крошечные уши… все лицо задумчивое, почти суровое. Натура страстная, своевольная — и едва ли добрая, едва ли очень умная — но даровитая — сказывалась во всем».
Молодого человека поразило не пение этой девушки, не ее декламация стихов (скорее, наоборот, они ему не понравились), а то, что героиня бросала в его сторону глубокие, таинственные взгляды. Яков не мог понять их смысла, назначения.
Автор подчеркивает, что никаких романтических чувств к Кларе герой не испытывал. Больше того, эта «цыганка» вызывала у него лишь антипатию. Ведь своим идеалом Яков видел девушку, похожую на его мать, — светловолосую, нежную, тонкую, романтическую. Клара никоим образом не подходила под это описание.
Но любовь — очень странное чувство. Часто человек не может контролировать свои эмоции, зарождение любви в своем сердце. Так получилось и с Яковом. Страсть и сила чувств Клары посеяли любовь в его сердце, но это было позднее…
Сначала же актриса пригласила молодого человека на свидание. Недаром на вечере у княгини она читала письмо Татьяны — эта девушка осмелилась первой пригласить мужчину на свидание и намекнуть о своих чувствах! Но свидание окончилось неудачно, даже трагично для Клары — она поняла, что Яков не отвечает ей взаимностью.
Болезненное самолюбие девушки, ее гордыня были задеты. Она, разочаровавшись в объекте своей любви, убежала. Через некоторое время Яков узнал, что девушка покончила свою жизнь самоубийством — отравилась.
По сути, именно тогда, после ее смерти, и начинается раскрытие характера героини и для Якова, и для читателей. Сначала герой начинает чувствовать тревогу, беспокойство. Ему кажется, что кто-то вошел в его жизнь и завладел ею и что теперь уж он не хозяин свой судьбы. Кроме того, молодой человек начинает видеть мистические сны, в которых главной героиней является Клара. Яков сам не понимает, что с ним происходит. Он решает выяснить, кто же такая была Клара и что происходит с ним.
Из бесед с сестрой героини мы узнаем о необычной натуре этой девушки. Ее характеристика укладывается в одной фразе: «Она была вся — огонь, вся — страсть и вся — противоречие». Характер этой девушки не укладывался в обычные рамки, она не могла и не хотела прожить обычную жизнь. Именно поэтому Катя Миловидова пошла в актрисы, стала Кларой Милич.
Больше того, эта девушка чувствовала постоянную неудовлетворенность своей жизнью. Она знала, что рано умрет. Потому что не хотела жить так, как жило ее окружение, ее ровесницы.
Из рассказа сестры Клары мы понимаем, что многие влюблялись в героиню, у нее даже был жених. Но девушка никому не отдавала своего сердца до тех пор, пока не встретила Якова.
Почему она выбрала именно этого молодого человека? Якова осеняет предположение: потому что оба они были «нетронутыми». Что это значит, по Тургеневу? Я думаю, не только то, что до встречи друг с другом они никого не любили, никого не целовали, никому не говорили нежных слов. «Нетронутые» — это еще и чистые душой, немного «не от мира сего», выделяющиеся из толпы своей необычностью, силой чувств, способностью мечтать и безумствовать.
Возможно, Я ков даже не знал, что способен на такое. Но Клара увидела в нем этот потенциал и раскрыла его. Постепенно герой понимает, что любит Клару, любит по-настоящему, так, как не всем это дано. Их чувство, показывает Тургенев, способно преодолеть даже смерть: Яков умирает, чтобы на том свете соединиться со своей возлюбленной. Но до этого, силой своего чувства, он «материализует» Клару, на некоторое время возвращает ее в эту реальность, а затем уходит, чтобы вечно быть вместе. Его последними словами были слова: «Да разве ты не знаешь, что любовь сильнее смерти? Смерть! Смерть, где жало твое? Не плакать, а радоваться должно — так же, как и я радуюсь».
Я думаю, что в этих словах заключена позиция самого Тургенева — любовь сильнее смерти. Это чувство зачастую не поддается рациональным объяснениям, в нем много таинственного, непознанного, мистического, даже внушающего страх. Но не каждый способен проникнуться любовью — только «нетронутые» люди, избранники, какими были Клара Милич и Яков.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5,00 out of 5)

spacer
Почему Клара Милич выбрала Якова? (по произведению И. С. Тургенева «После смерти» («Клара Милич»)