Взглянуть в свой внутренний мир, Задуматься еще раз о цели и смысле бытия.
Из письма М. Горького И. С. Григоровичу.
«Песня о Соколе» (1895) принадлежит периоду раннего творчества М. Горького. Писатель позже вспоминал период 1880-х годов: «Себя я лично вижу в ту пору фантазером, стихотворцем…». А Короленко, прочитав первые произведения молодого писателя, сказал: «Я же говорил Вам, что Вы — реалист!.. Но в то же время — романтик!». Это точное определение стиля раннего Горького. Несмотря на то, что романтизм в конце XIX века уступил место реализму, новая общественная атмосфера вновь вызвала к жизни это течение. Возрождение романтизма связано с деятельностью революционеров, которые мечтали изменить жизнь погрязшего во зле и несправедливости общества. «Песня о Соколе» является ярким примером романтического произведения.
Это литературное направление выработало свои традиционные принципы. Основным принципом является двоемирие. Романтический герой, с одной стороны живет в мире реальном, с другой, — в идеальном, фантастическом. При этом реальный мир он ненавидит, так как чувствует его пустоту, разобщенность. Романтики были уверены в том, что их идеал недостижим. В основном они — пессимисты. Но борьба во имя идеала вызывает у них восхищение. Романтический герой находится в состоянии противодействия окружающей действительности. Его конфликт с миром неразрешим. Примирение невозможно. Романтические произведения наполнены духом индивидуализма и свободы. Особую роль в них играет природа. Пейзаж часто выполняет символическую функцию. Романтиков отличает любовь к экзотике и фантастике. Она может быть темной и светлой. В целом, романтический метод тяготеет к исключительному, необычному. Это стремление было свойственно раннему М. Горькому.
Все традиции романтизма нашли свое отражение в «Песне о Соколе». По жанру это легенда, которую поведал герою-рассказчику «сухой и мудрый старик Надыр-Рагим — оглы. Думаю, что «Песня о Соколе» — одно из самых загадочных и искренних произведений русской литературы. Здесь звучит гимн вольному человеку. Основной мотив произведения выражен в рефрене «Безумству храбрых поем мы песню!».
Здесь прослеживается принцип двоемирия. С одной стороны, перед нами реальный мир — морское побережье со скалами. С другой — фантастическое сырое ущелье, в котором происходит действие легенды. Пейзаж выполняет фантастическую функцию. «Огромное море», «голубое сияние луны», «золотой узор звезд», «тайная тишина», «мохнатые горные вершины», «мгла южной ночи» создают необыкновенно поэтическую картину. Традиционно море символизирует безграничность мечты, свободу, мощь. Горы выражают высоту и чистоту личности, мечту человека, возвышающего его над другими. Сырое, темное ущелье, в котором живет Уж, олицетворяет узость, призрачность жизни этого героя. Небо для него — пустое место, а Сокол — безумец. В его словах звучит ядовитая ирония.
Старый чабан рассказывает историю о храбром Соколе. Стихия моря навевает ему мудрую легенду. Раненая птица упала в темное ущелье. Здесь жил проворный Уж. Гордый Сокол рвался в небо, а «проворному» Ужу было очень комфортно в «гнилом ущелье». Таким образом, основной конфликт легенды развивается в диалоге двух противоположных героев — Ужа и Сокола. Уж не видит практического смысла в мечте птицы о небе. Здесь принцип контраста наблюдается не только в героях, но и образах неба и ущелья. Сокол сделал свободный выбор. Ему невыносимо было дышать в узком ущелье. Сокол готов погибнуть за свой идеал свободы. Его гибель стала символом нравственной победы храбрости над прозябанием скользкого Ужа. Сокол — образец романтического героя. Он рвется к свету. Своим трагическим падением он развенчивает «мудрость» Ужа. Это герой исключительный, непримиримый к пустому существованию. Только в свободе он находит счастье, даже если ценой этой свободы будет падение. Сокол остается верен своим идеалам.
Уж представляет собой противоположный взгляд на мир. Он не видит смысла в идеалах свободы и неба. Ему тепло в душном ущелье. Он не замечает того, что живет скудной унылой жизнью. Он не способен понять и совершить подвиг. Уж пришел к выводу, что прелесть полета заключена в падении. А трагическая смерть Сокола приносит ему бессмертие. Здесь автор ставит проблему подвига.
Другие романтические герои в ранних произведениях М. Горького совершают неординарные поступки. Но подвигом их назвать нельзя. Это касается Лойко и Рады в повести «Макар Чудра». Смелость и дерзость Ларры из повести «Старуха Изергиль» приводят его к преступлению. Только Данко и Сокол утверждают бессмертие своим подвигом. Они совершают настоящий подвиг, потому что собственное «эго» для них отошло на второй план. Они стремятся к счастью других. Они идут, чтобы сгореть, и как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. Гибель для них — награда. Эту мысль в свое время афористично выразил А. Блок:
Есть упоение в бою
И страшной бездны на краю,
О счастье битвы!
Сильные духом герои бескорыстно служат истине, справедливости, красоте. Они не могут жить в узких рамках тусклого существования. Они на порядок выше простых обывателей, потому что видят дальше и глубже. Они не требуют наград за свои лишения и подвиги. Для лучших романтических героев это естественно. Они радостно сжигают свои сердца: «Освещая жизнь ярким светом, они заставляют прозревать даже слепых».
Необходимо учесть исторический контекст произведения. Современные революционеры напоминали М. Горькому лучших романтических героев. Только избранным под силу зажигать людские сердца. Цель Сокола, как и других романтических героев, — заставить людей прозреть и с отвращением увидеть их несправедливую, душную, безобразную жизнь. Эту мысль проводит автор в строках: «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поем мы песню!»
Сокол вызывает у меня сочувствие и симпатию. Он воплощает мечту о героях и подвигах. Вместе с тем, невольно ощущается его неизбежный трагический конец. Это романтический герой-альтруист. Его подвигу вторит величественное море, такое же свободное и спокойное. Его подвиг как отголосок великого события звучит в «стройной гармонии неизъяснимо сладких звуков». Лучшие проявления духовной жизни романтики связывали с музыкой. Она незримо присутствует в каждой строчке этого поэтичного произведения, создает особую напевную интонацию. В «Песне о Соколе» М. Горький выразил лучшие тенденции романтизма. Дал ему вторую жизнь. Поэтому эта легенда продолжает вдохновлять сердца многих читателей.