Я знаю мир…
Люблю мою семью…
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
С. Есенин
Сергей Есенина — поэт — патриот, всей душой влюбленный и переживающий как за Россию, так и за свою «малую родину» — село Константиново. Поэт смело заявлял:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Образ деревни, родного края — основной в лирике Есенина. Первые стихи поэта были навеяны его детскими и юношескими впечатлениями о деревенской жизни. В них заметно влияние устного народного творчества и классической русской поэзии. Достаточно вспомнить такие стихотворения, как «Под венчиком лесной ромашки», «Матушка в Купальницу по лесу ходила», «Подражанье песне» и др.
Характерно, что описание родного края у Есенина самым тесным образом связано с изображением деревенских пейзажей, природы. Так, в стихотворении «Вот уж вечер. Роса…» на обыденные образы поля, луга, березы юный Есенин смотрит особым взглядом — он видит во всем этом поэзию красоты. Простое описание, практически без метафор, создает, однако, пронзительную эмоциональную картину :
Вот уже вечер. Роса
Блестит на крапиве,
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.
Удивительно и такое стихотворение юного поэта, состоящее всего из четырех строк:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Так мог писать только человек, который всей душой любил и восхищался родной природой, глубоко понимал суть деревенской жизни.
На мой взгляд, отличительной чертой поэзии Есенина является особая лирическая эмоциональность его лирического героя. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» создается впечатление, что у героя захватило дух от величавости светлого деревенского простора. Из его груди невольно вырывается крик:
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа…
И в этом крике — вся сила любви, восхищения, преклонения, обожествления родного края, родины, без которой Есенин не мылил своей жизни.
В более поздней лирике поэта (после Октябрьской революции 1917 года) отразились все противоречия того сложного времени — эпохи смены общественного строя. Так, в поэме «Сорокоуст» поэт поднимает проблему новых отношений города и деревни. Есенин пишет о гибели дорогого ему мира патриархальной деревни в условиях индустриализации.
Поэт считал, что русская деревня, которая является воплощением исконной России, беззащитна перед «безмозглым лязгом железа Америки», «ремней и труб глухой схваткой». С большой художественной силой рисует Есенин картину наступления машинной индустрии на полевую Русь:
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
«Последний поэт деревни» чувствует, что не может защитить обреченную красоту природы, ему остается лишь пропеть ей скорбную отходную песню:
Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.
Написанные в 1924 году «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь уходящая» свидетельствуют о новом творческом подъеме поэта. В них появляется особенная умудренность человека, стремящегося разобраться в собственных чувствах, «быть певцом и гражданином». В первом их этих стихотворений речь идет о посещении лирическим героем родимых мест, той «сельщины», где он бегал когда-то мальчишкой. Поэт с болью в сердце пишет:
Как много изменилось там,
В их бедном, неприглядном быте.
Какое множество открытий
За мною следовало по пятам…
Время неумолимо. В «Возвращении на родину» есть зарисовка конкретного интерьера сельского дома, в котором выделяется деталь: на стене висит портрет Ленина. Этот уголок новой молодежи — комсомольцев. Есенин с горечью констатирует:
Конечно, мне и Ленин не икона,
Я знаю мир…
Люблю мою семью…
Но отчего-то все-таки с поклоном
Сажусь на деревянную скамью.
Таким образом, мы видим, как образ родного края в творчестве Есенина претерпевает эволюцию: от личных юношеских впечатлений о родном селе как «земле обетованной» поэт идет к социальному, гражданскому пониманию деревни. Чувства его противоречивы, отношения к переменам неоднозначны. Однако с уверенностью можно одно — неизменной остается любовь Есенина к своей родине, без которой он не мыслил себя ни как человек, ни как творц.