Сон Обломова показывает, что для него главное: спокойный и умеренный ритм жизни, в который боится заглядывать даже смерть. Это сверхидиллический мир. Главное герою интереснее мечта об Обломовке, нежели сама Обломовка. Идея семьи, кровности (идея семейственности) главная здесь. В основе — семья, любовь, появление второго героя объяснимо. Сон Обломова — переход этапа общества от «детства к взрослению». Тип Штольца — это уже идеал нового общества. Обломов и Штольц — герои антиподы.
Они разлтчаются воображениями. Если Обломов предан мечте, то у Штольца «мечте не было места в его душе». Обломов не знает, где у него деньги, легко отказывается от своих задач, а Штольц никогда не отступает от своего, или делает это в очень крайнем случае.
Один по натуре — созерцатель, а другой — деятель. Древнегреческий философ Платон выделял 2 типа людей: созерцатели и деятели. Деятели — те, кто меняют себя, открывают в себе новые возможности, ресурсы. А созерцатели — те, кто сохраняют себя, несмотря на влияние времени, не поддаются ему. В романе: Штольц — деятель, а Обломов — созерцатель. Но и Штольцы, как и Обломовы имеют право на существование в этом мире. Сравнивая Обломова и Штольца, мы говорим о философской составляющей его. Похожи свободой. Но свобода Обломова — внутренняя, свобода мысли, мечт, волен строить любые планы, но не может их реализовать. А Штольц — свобода выбора, действия, но не свобода мечт, творчества, в то время как Оболомов является идеалом свободы творчества — поэзии.
Лучше всего раскрывает характер этих двух героев их диалог, из которого становится понятны их моральные качества, что они думают о людях, себе, какие у них идеалы — в общем, диалог — идеальная ситуация, при которой образы героев раскрываются.
«Грамотность вредна мужику», считает Обломов и «Лучше дать им паспорты», говорит Штольц. Обломов выступает за консервативность, в то время как Штольц явный идеал новаторских идей — за взаимовыгодные отношения между крепостными и помещиками.
«Жизнь моя началась угасая. Все знаю, все понимаю, но без твоей воли никуда не пойду» — эта цитата характеризует мнение Обломова о самого себе. Это яркий пример созерцателя. Есть план, но нет возможности реализовать без помощи деятеля.
Обломов воспитанный и высоконравственный человек и относится к людям так, как хочет, чтоб к нему относились: «Это хороший человек, только не в голландских рубашках ходит». Судит по характеру, а не внешности. В то время как Штольц считает, что нет смысла «Убивать время зря с этим болваном», но Штольц не обращает внимания на мнение окружающих, он проще, беднее внутреннее, чем Обломов. Обломов со своими консервативными взглядами не воспринимает светское общество, называя их «мертвецами хуже меня». Он считает их постоянную активность бесцельной, мнимой и безрезультатной. «Скука, скука, скука».
Штольц хочет объять весь мир, но у него нет конкретной цели. Его свобода может быть этому причиной. Он свободен от любых взглядов в обществе, свободен от любых интересов и обязанностей. Если бы у Штольца была конкретная профессия, то она бы сузила его кругозор и остановила развитие образа, всестороннее развитие.
Возвращаясь к светскому обществу: «Ежедневная пустая перетасовка дней». «Ни у кого ясного, покойного взгляда, беднеют от успеха товарищей» считает Обломов, а Штольц считает это занятием — «Все хлопочут».
В романе говорится: «Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами?».
Общество переходит от периода стогнации, своего консервативного застоя, к активному развитию, происходит замена созерцателей деятелями — именно это и показывает Гончаров.
Роман Гончарова «Обломов» можно рассматривать как психологический. В нем представлено 2 образа абсолютно разных людей — Штольца и Обломова, каждый из них хорош по-особому.
Такие разные люди связаны только детством и отрочеством, но из их диалога ярко видны их суждения по различным вопросам. В современном обществе также существуют как созерцатели (которые очень схожи с романтиками), так и деятели — практической направленности люди.
Древнегреческий философ Платон говорил:» Главное в созерцательной жизни знать истину, а в деятельной то, что велит разум». Деятели — те, кто меняют себя, открывают в себе новые возможности, ресурсы. А созерцатели — те, кто сохраняют себя, несмотря на влияние времени, не поддаются ему. В романе: Штольц — деятель, а Обломов — созерцатель. Но и Штольцы, как и Обломовы имеют право на существование в этом мире. Сравнивая Обломова и Штольца, можно сказать, что они похожи чувством свободы. Но свобода Обломова — внутренняя, свобода мысли, мечт, волен строить любые планы, но не может их реализовать. А Штольц — свобода выбора, действия, но не свобода мечт, творчества, в то время как Оболомов является идеалом свободы творчества — поэзии.