Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова

Действие романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” разворачивается вокруг незаурядного события: в Москву прибыл Князь тьмы.
Все пребывание Воланда в Москве, а скорее всего и в мире в целом, есть один сплошной нравственный эксперимент. Недаром этот персонаж впервые появляется перед нами в качестве интуриста и ученого. Действительно, с определенной точки зрения Воланд – исследователь.
Обратимся к самому началу романа. На Патриарших прудах Сатана встречает двух советских граждан и, случайно (случайно ли?) узнав об их атеизме,

тут же проводит небольшой опыт: провоцирует Бездомного и Берлиоза на разговор о боге, судьбе и выясняет их реакцию. А надо сказать, что их безапелляционная и даже агрессивная антихристианская позиция его удивляет и даже забавляет: уж кому как не Воланду знать, что мнение одного еще подвергнется изменениям, а другого – не поменяется уже никогда.
Но, конечно, самый запоминающийся, на мой взгляд, эксперимент Воланда-мага и разоблачителя. Воланду, как существу, связанному с неким иным миром кроме материального, несомненно были интересны души москвичей и их страсти. Фокус с деньгами показал, как люди алчны и жадны до дармовщины.
“…Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было”, – Воланд по роду деятельности, должно быть, часто встречается с этим человеческим качеством. Из реакции публики на номер с конферансье Бенгальским демон тоже делает выводы: “Ну, легкомысленны…. ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…”. И конечно, бессмертное: “Квартирный вопрос только испортил их”.
Приглашение Маргариты в качестве королевы бала тоже, на мой взгляд, было нравственным экспериментом. Наверняка Воланд не высказал некие мысли по поводу милосердия, – которое Маргарита назвала легкомыслием, а Воланд – поступком непрактичного человека – кроме того, что ему стоит заткнуть тряпками все щели своей спальни для защиты от этого человеческого качества, противного Воланду как представителю темных сил.
На страницах романа “Мастера и Маргарита” можно встретить немало и других розыгрышей, похожих на эксперименты, и опытов, кажущихся розыгрышами, и это наводит на мысль, что Воланд, таким образом, лишь исполняет обязанность – как выразился сам мессир – своего “ведомства”. Лишь, не оглядываясь на мораль и сантименты, показывает человечеству, каким оно должно быть, или, вернее, не должно быть.



spacer
Нравственные эксперименты Воланда в романе М. А. Булгакова